В Самаре проходит Круглый стол "Калининград и европейская интеграция в зеркале общественного мнения Росси и Европы"
Возможность введения визового режима в Калининградской области вызвала кратковременный всплеск информационной активности СМИ, а затем наступил спад, и создалась впечатление, что проблема как-то решилась, и решилась, скорее всего, положительным образом. Такое мнение сложилось у населения России в целом. По результатам опросов ФОМ, 31% россиян оценивает договоренность политиков относительно Калининградской области как успех, и только 18% назвали их неудачей (опрошено 1500 жителей России в январе 2003 года). Между тем, сами калининградцы думают иначе. Опросы Калининградского социологического центра (руководитель Цыплёнков С.Ю.) показали, что только 9% жителей калининградской области расценивают действия политиков как успех, а 23% опрошенных считают, что это поражение.
Иными словами, проблема Калининграда далека от своего решения, но в настоящее время она почему-то выпала из внимания общественного мнения. В Самаре для обсуждения этой проблемы собрались представители исполнительной власти Калининградской области, Администрации Президента, представители как калининградских СМИ, так и зарубежные журналисты, руководители социологических центров из 12 регионов России. Заместитель губернатора Калининградской области Корецкий Александр Семенович, он же Председатель комитета по информации, печати и связям с общественностью, рассказал, что за последние годы объём выпуска продукции в области растет в 1,5 быстрее, чем в России в целом. Но СМИ стараются не замечать позитивной информации. Со страниц газет Калининград предстаёт рассадником СПИДа, милитаристской язвой и в целом криминальной зоной. Стереотипы, которые сложились 10 лет назад, постоянно используются российскими и зарубежными СМИ.
Два года назад издание "Вашингтон пост" забросило "утку" о наличии в регионе ядерного оружия. Якобы, где-то со спутника наблюдали даже перемещение боеголовок. Администрации области пришлось всерьёз оправдываться, отвечать на недоуменные вопросы.
Недавно заезжая журналистка из Франции отняла два часа рабочего времени у главы администрации области, пытаясь собрать информацию о Калининграде как о лидере СПИДа в России. Разъяснения губернатора по поводу медицинского контроля, который в Калининграде приобрел тотальную форму, не получили отражения в СМИ. Дело в том, что технология медицинского контроля, взятая на вооружение калининградскими ответственными лицами, позволяет фиксировать возможность заболевания на самых ранних стадиях, что автоматически повышает статистические показатели по СПИДу по сравнению с другими регионами, где такой медицинский контроль не проводится. Вот и оказывается, что самый внимательный к этой проблеме регион является с подачи СМИ как бы виновником самой проблемы.
Работники СМИ выхватывают "негатив", не замечая "позитив", и выбрасывают эту информацию на международный рынок. Недавно социологи проводили анализ датской прессы. Вся информация о Калининграде там была взята из калининградских газет: "страшилки-стереотипы", созданные калининградскими журналистами, перекочевали в зарубежную прессу, поражая воображение закордонных читателей, формируя негативные образы Калининграда в общественном мнении. Таковы последствия российского информационного "мазохизма", который способствует зарождению и поддержанию разнообразных мифов.
Иногда такие мифы востребованы под конкретного заказчика. Существующее противостояние городской и областной исполнительной власти порой бывает причиной информационной войны, в которой используются все средства, случающиеся под рукой, в том числе и мифы. С другой стороны, можно понять и сотрудников СМИ. Информационных поводов для создания материала у них не так уж и много, поэтому волей-неволей приходиться гоняться за "жаренными фактами", чтобы привлечь читателя. По мнению заместителя губернатора, некоторые газеты в Калининграде даже специализируются на производстве "жаренных фактов".
Игорь Вениаминович Задорин, руководитель исследовательского Центра "Циркон", высказал мнение, что журналисты очень сильно зависимы от политической власти, и это - не удивительно. В частности, он привел следующие цифры. Общая стоимость всей медиаиндустрии за 2001 год составляет 7 тысяч млн. долларов. При этом непосредственно от читателей (подписка, свободная продажа) СМИ получили 300 млн. долларов. От рекламодателей - 2 тысячи млн. долларов. Оставшаяся разница компенсировалась за счет налоговых скидок, льгот, проплаты в виде кредитов, льготных кредитов, невозвратных кредитов (оказываются, бывают и такие) и т.д. Таким образом, ясно, что в России СМИ - это бизнес, точнее - политический бизнес. Оставшаяся разница - это доля политического бизнеса.
Результатом круглого стола явились рекомендации, которые представители Калининградской области выработали для самих себя: прозрачность информации, готовность к ответам на каверзные вопросы журналистов, инициация встреч и разговоров с сотрудниками СМИ. Выяснилось также, что представители исполнительной власти зачастую проигрывают информационную войну с олигархами, поскольку их бюджеты не сопоставимы. Вопрос, что делать в таких случаях, пока остался без ответа.