24-26 октября 2016 г. Санкт-Петербурге состоялась XXXII сессия Международной школы социологии науки и техники им. С.А. Кугеля ГЛОБАЛЬНАЯ НАУКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ КОЛЛАБОРАЦИЯ
24-26 октября 2016 г. Санкт-Петербурге состоялась XXXII сессия Международной школы социологии науки и техники им. С.А. Кугеля ГЛОБАЛЬНАЯ НАУКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ КОЛЛАБОРАЦИЯ
Организаторы XXXII сессии:
Санкт-Петербургский научный центр РАН
Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Социологический институт РАН
23 комитет по социологии науки технологий Международной социологической ассоциации
Исследовательский комитет социологии науки и технологий Российского общества социологов
Партнеры:
Факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет
Санкт-Петербургская ассоциация социологов
Московский технологический институт
Future Foundation
Программный комитет:
Ащеулова Н.А. (Председатель) Батурин Ю.М. Бороноев А.О. Васильев Ю.С. Головин Н.А. Двас Г.В. Елисеева И.И. Иванова Е.А. Киселев И.П. Козловский В.В. Колчинский Э.И. Котенко В.П. Никольский Н.Н. Скворцов Н.Г. Фандо Р.А. Шелищ П.Б. Щербинин Д.Ю.
Организационный комитет:
Земнухова Л.В (Председатель) Душина С.А. Евсикова Е.В. Ломовицкая В.М. Николаенко Г.А. Ретунская С.В. Полевой А.В. Ульянов Н.Д. Шалимов С.В.
Представителем от Воронежа с докладом "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИНЖЕНЕРАХ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ПРЕСТИЖНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" выступила генеральный директор ИОМ «Квалитас» Романович Нелли Александровна.
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ СОЦИОЛОГИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ им. С.А. КУГЕЛЯ
Международная школа социологии науки и техники - первая в России научно-образовательная структура, призванная обеспечивать дополнительное образование в области социологии науки, социологии техники, научнотехнической политики, социологии высшего образования.
Санкт-Петербург по праву может быть назван центром социологии науки в нашей стране. С конца 1960-х годов на базе Ленинградского отделения Института истории естествознания и техники АН СССР регулярно проводились по проблематике социологии науки эмпирические исследования, работал методологический семинар, защищались аспиранты, публиковались статьи и монографии. В 1992 году в Санкт-Петербурге была организована Международная школа социологии науки и техники, которая стала новой формой обучения и новым этапом в развитии социологии науки: был установлен постоянный контакт с ведущими зарубежными социологами, научная общественность получила возможность широкого ознакомления с науковедческой проблематикой, и, наконец, (и это, пожалуй, самое главное) – молодежь была привлечена к обсуждению социолого-науковедческих проблем.
Главное в концептуальном обосновании деятельности Школы – новизна исследований. Профессора читают лекции по темам, по которым они внесли существенный вклад в мировую науку. Слушатели участвуют в теоретических и эмпирических исследованиях, получая новые результаты.
Школа знакомит слушателей с новейшими достижениями в области социологии науки, а также способствует повышению квалификации специалистов, научных работников и преподавателей вузов в области социологии науки и техники, научно-технологической политики, социологии высшей школы. Знания в области социологии науки, социологии техники (а это основные курсы, читаемые в Школе) оказываются в высшей степени востребованными научно-технической интеллигенцией.
Важное достижение Школы – сложившийся профессорскопреподавательский состав. Активное участие в работе Школы принимают академик Е.Б. Александров, член-корр. РАН Ю.М. Батурин, академик Ю.С. Васильев, академик Н.Н. Никольский, академик С.Г. Инге-Вечтомов, членкорр. РАН И.И. Елисеева, член-корр. РАН Ж.Т. Тощенко, проф. Е.З. Мирская, проф. Я.И. Гилинский, проф. М.Г. Лазар, д.х.н. А.Н. Родный, к.псих.н. А.Г. Аллахвердян, к.ф.н. А.М. Аблажей, а также ведущие ученые академических институтов, профессора вузов из разных регионов России. На одной из сессий выступал Нобелевской лауреат Ж.И. Алферов.
Организатором и бессменным руководителем Школы в течение многих лет (1992-2015) был заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор философских наук Самуил Аронович Кугель. В октябре 2015 года Школа вошла в состав Санкт-Петербургского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук и ей присвоено имя С.А. Кугеля.
Школу знают во многих странах мира, в ее работе в качестве постоянных преподавателей принимают участие крупные зарубежные исследователи – проф. П. Тамаш (Венгрия), проф. Ю. Райкович (Сербия), проф. Л. Лубрано (США), проф. Х. Хименес (Мексика), проф. Б. Паттнаик (Индия) и др.
Основу обучающихся в Школе составляют студенты и аспиранты российских вузов. Слушатели приезжают на сессии из Москвы, Великого Новгорода, Воронежа, Владимира, Екатеринбурга, Тольятти, Красноярска, Новосибирска. Некоторые слушатели участвуют в работе Школы на протяжении всех лет ее существования и «переросли» свой первоначальный статус, став преподавателями.
Каждая сессия имеет свою тематику, но первоначально такого тематического разделения не существовало. Первые четыре сессии Школы носили общий науковедческий характер. С 1994 года у каждой сессии появилась не только своя проблематика, но и порядковый номер. В 1995-1996 годах каждая сессия проводилась в 2 этапа: летний и осенний.
Тематики сессий Школы:
1994 год – Социологические исследования науки: опыт, проблемы
1995 год – Наука в системе социальных институтов в кризисный период
1995 год – Самоорганизация науки в условиях социальных перемен: традиции и новации
1996 год – Новое в социологии науки и техники
1996 год – Социология науки: междисциплинарный аспект
X сессия (1997) – Наука, технология, общество: социальные аспекты взаимодействия на рубеже веков
XI сессия (1998) - Социологический образ науки и технологий
XII сессия (1999) - Национальные системы профессиональных коммуникаций в науке и технологии, экономике и политике
ХIII сессия (2000) - Наука, технология и образование в России в условиях глобализации и трансформации общественной жизни
XIV сессия (2000) - Наука, технология и образование в России в условиях глобализации и трансформации общественной жизни
ХV сессия (2001) - Адаптация ученых России и стран Восточной Европы к новым социально-экономическим условиям
XVI сессия (2001) - Адаптация ученых России и стран Восточной Европы к новым социально-экономическим условиям
ХVII сессия (2002) - Высокие технологии и качество жизни населения
XVIII сессия (2002) - Особенности воспроизводства интеллектуального потенциала в России в переходных условиях
XIX сессия (2003) - Социально-экономические, технологические, экологические факторы риска и проблемы безопасности
XX сессия (2004) - Новые научные направления и личность ученого
XXI сессия (2005) - Роль российских и зарубежных научных фондов в интернационализации науки. Мобильность санкт-петербургских ученых: плюсы и минусы
XXII сессия (2006) - Образ ученого в массовом сознании: парадоксы истории и новые альтернативы
XXIII сессия (2007) - Фундаментальные социально-экономические проблемы современной науки: история, современность, перспективы
XXIV сессия (2008) - Наука в 21 веке: смена поколений
XXV сессия (2009) – Социальный портрет ученого
XXVI сессия (2010) – Наука, технологии, инновации в ХХI веке: взгляд сквозь призму социологии
ХXVII сессия (2011) - Инновационные процессы в науке и образовании: современные тенденции
ХXVIII сессия (2013) - Многообразие традиционных и новых форм в организации науки и высшего образования
ХXIX сессия (2013) - Социологические исследования новых научных направлений и механизмов формирования интеллектуальных элит
ХXX сессия (2014) - Российское науковедение: прошлое, настоящее, будущее. 50 лет российской социологии науки. 90 лет проф. С.А. Кугелю
ХXXI сессия (2015) – Интеллектуальная мобильность в глобальном мире
XXXII сессия (2016) - Глобальная наука и международная коллаборация
Материалы каждой сессии Школы публикуются в международном ежегоднике «Проблемы деятельности ученого и научных коллективов» (31 выпуск), в который включаются статьи не только преподавателей Школы, но и слушателей.
Организаторами первых сессий Школы стали Санкт-Петербургский научный центр РАН, Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Санкт-Петербургский Союз ученых, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. В течение всего периода существования Школы ее финансировали Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. Школу поддерживают Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Совет ректоров вузов города, крупнейшие университеты города, ряд академических институтов, профессиональные ассоциации.
В настоящее время Школа работает в тесном контакте с Социологическим институтом РАН, Факультетом социологии СанктПетербургского государственного университета, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом, Европейским Университетом в Санкт-Петербурге и Объединенным научным советом по общественным и гуманитарным наукам Санкт-Петербургского научного центра РАН.
Годы работы Международной школы социологии науки и техники показали, что она является жизнеспособным организмом, в ее существовании заинтересованы десятки исследователей - социологов, науковедов, экономистов, биологов, математиков, физиков. Школа является единственным в своем роде образовательным учреждением в России, дающим уникальную возможность соединить на «одной школьной парте» профессора и начинающего студента, фундаментальную науку и эмпирическое социологическое исследование. Организаторы, преподаватели, слушатели видят перспективы своей работы, понимают ее важность.