Уходят в прошлое времена, когда студенты с радостью участвовали в различных конкурсах и олимпиадах, показывая отличные знания и демонстрируя творческий подход. Сейчас это стало немодным, да и выделиться из "одноцветной массы" готов не каждый. Чтобы хоть как-то решить эту проблему и поддержать инициативную и целеустремленную молодежь, Центрально-Черноземный филиал Российской ассоциации маркетинга совместно с маркетинговым центром ИОМ "Квалитас" провел конкурс студенческих маркетинговых проектов. Этот проект реализуется уже второй год подряд, и хочется отметить, что, несмотря на скептическое отношение большинства студентов к подобным конкурсам, количество участников и число вузов, поддерживающих воспитанников, неуклонно растет. На протяжении двух месяцев учащиеся города Воронежа воплощали в жизнь свои задумки и мечты. Конкурс назывался "Новаторские идеи для малого бизнеса Воронежской области".
Организаторы конкурса преднамеренно не ставили жестких условий участникам, чтобы не спугнуть наиболее "сумасшедшие" и нестандартные идеи. Ведь в современных условиях жесткой рыночной конкуренции применение стандартных подходов к ведению бизнеса уже не приносит желаемых результатов. Растет ценность новшеств, способных хотя бы на короткий период обеспечить предприятию конкурентные преимущества, необходимые для победы на рынке.
Можно также отметить, что современная экономика, базирующаяся лишь на крупных промышленных предприятиях, заведомо обречена на отставание от более мобильных западных систем, основой которых выступают средние и малые компании. По статистике, в высокоразвитых странах до 60 % трудоспособного населения заняты в малом бизнесе. В России ситуация другая: всего лишь около 8 % работающих смогли реализовать свои способности в малом бизнесе. И порой получается так, что, казалось бы, есть все: финансовые ресурсы, квалифицированный персонал, производственные помещения, но нет самой малости - идеи, той самой, способной внести разнообразие на прилавках города и оживить уже давно освоенные виды бизнеса.
Между прочим, идея производства нетонущего мыла пришла в голову не креативному разработчику идей, а обычному американскому маленькому мальчику, который искренне возмущался тому, что его мыло тонет и его приходится долго искать под водой.
Поэтому Российская ассоциация маркетинга и сделала упор на перспективную молодежь, которая через несколько лет будет устанавливать правила в игре под названием "рыночные отношения". Конкурс поддержали следующие вузы нашего города: Институт менеджмента, маркетинга и финансов, ВГУ, филиал Гуманитарно-экономического института, Воронежская государственная технологическая академия, филиал Открытого социального университета и ВГТУ.
Наряду с разнообразием вузов, нельзя не отметить мастерство и профессионализм экспертной комиссии, которой пришлось в течение нескольких дней провести оценку поступивших проектов. В ее состав вошли не только сотрудники ЦЧ филиала РАМ, но и представители воронежской профессуры, печатных СМИ, директора и ведущие специалисты исследовательских организаций из Москвы, Тюмени, Казани, Воронежа и Новосибирска.
Ожидания оправдались, и эксперты увидели большое разнообразие идей, достойных быть представленными широкой публике, среди которой наверняка найдутся люди, готовые поддержать проекты. Обращает на себя внимание тот факт, что еще на стадии оценки проектов появились компании и предприниматели, которые всерьез заинтересовались работами конкурсантов, проявляя неподдельный интерес как к самому проекту, так и к его разработчикам.
Один из таких проектов подготовили студенты 4-го курса Института менеджмента, маркетинга и финансов Борис Дехаев и Алексей Максимов. Ребята своей идеей поддержали всех фанатов .футбола предложили организовать для них клуб-кафе спортивных болельщиков. Несмотря на простоту и очевидность выбранного направления, в нашем городе до сих пор нет "нормальных" мест, кроме стадиона, где любители футбола могли бы собраться вместе и обсудить наболевшие проблемы или просто поделиться впечатлениями. Студенты предложили, чтобы таким местом стало большое просторное кафе-бар, с широким экраном и спутниковым телевидением.
Не менее интересной выглядит работа студента 4-го курса Воронежского государственного технического университета Евгения Аржаных. Профессионально увлекаясь рыбалкой, он решил направить все свое творчество и профессиональную подготовку на модернизацию рыболовной снасти. Его проект посвящен важнейшей части рыболовной снасти - крючку. Разделяя общее негодование рыболовов по поводу того, что рыба часто срывается с крючка, Евгений изобрел суперкрючок - "Двойной захват", который обеспечивает рыболову максимальную уверенность в том, что его улов не останется в воде.
Кроме организаторов, участников и экспертов, конкурс не обошли вниманием и спонсоры. Радует то, что, находясь в тяжелых условиях становления рыночных отношений, предприятия изыскивают время и средства на поддержание перспективной молодежи, которая, возможно, в дальнейшем выберет местом работы именно эти фирмы. Среди спонсоров, помимо представителей воронежского бизнеса, были компании "Риан" и "Sobkovski Line", лаборатория инвестиций "Лабрейд", входящая в состав группы компаний "Русаудит" (г.Москва).
Центрально-Черноземный филиал Российской ассоциации маркетинга планирует продолжить традиции конкурса "Новаторские идеи для бизнеса Воронежской области" в 2002 году и надеется, что и в следующий раз эта идея будет встречена с энтузиазмом, который перерастет в новые интересные проекты.
Александр БАБКИН