Опросы общественного мнения сегодня стали обыденностью, а во время предвыборных кампаний - просто необходимым инструментом популярности кандидата. Власть рейтинга недавно стали называть "пятой властью". По результатам опросов института общественного мнения "Квалитас", информация о рейтингах в СМИ вызывает интерес более чем у половины воронежцев. А в России в целом эта цифра еще больше - 64%!
Только в Воронеже действуют не менее десятка организаций, производящих опросы общественного мнения. Предложения, как известно, порождаются спросом. Результаты опросов теперь востребованы властью и это, безусловно, радует, так как управлять народом, не слыша его голоса, это все равно, что вести машину с закрытыми глазами.
Но у всего есть начало. Мало кто знает, когда же состоялся первый социологический опрос, кем он был проведен и с какой целью. Именно сегодня следует об этом рассказать, потому что 18 ноября 2001 года отмечается 100-летний юбилей знаменитого ученого - родоначальника научных методов изучения общественного мнения.
В XX веке усилиями ряда поколений ученых из разных стран были найдены способы улучшения, углубления диалога населения с властью. И наиболее значительный вклад в это внес американский ученый Джордж Гэллап, по праву считающийся отцом современных технологий изучения общественного мнения. Нет в мире другого социального исследователя, чье имя было бы так широко известно. Ежедневно тысячи газет, радио- и телевизионных программ на десятках языков мира рассказывают о том, что думает население о происходящем внутри страны, и какого мнения о самых важных событиях в мире придерживаются жители планеты. И часто вся эта информация сопровождается словами: "Как показали исследования Гэллапа...". Люди не очень-то задумываются о том, кто такой Гэллап, и вообще - это имя человека или название фирмы, проводящей опросы? В ряде Скандинавских стран слово "гэллап" просто означает проведение опроса общественного мнения. Имя живет само по себе, не это ли высшая награда человеку?
Кто же он, этот феноменальный человек? Дальний предок Джорджа Гэллапа - Джон Гэллап, покинув Англию, в 1630 году вступил на берег Америки. Клан Гэллапов оказался очень сильным и дал стране большое число выдающихся людей. На карте страны есть город Гэллап, есть улицы, парки, здания, фонды, носящие фамилию этого рода. В 1902 году была создана Ассоциация семьи Гэллап, сегодня она объединяет тысячи человек. Естественно, не все сохранили фамилию основателя этой огромной семьи. Так, правнучка его правнука в 1821 году вышла замуж за человека по фамилии Буш. Эта ветвь древа Гэллапов дала Америке 41-го президента Джорджа Буша и 43-го - Джорджа Буша-младшего.
Гэллап глубоко верил в необходимость изучения общественного мнения и мечтал о том, чтобы воля большинства учитывалась властями при разработке внутренней и международной политики. В маркетинговых исследованиях в те годы применялись относительно небольшие, тщательно спланированные выборки, и практика развития рынка доказывала эффективность этого метода. Гэллап видел перспективность использования таких же приемов комплектования выборки в зондажах общественного мнения. Ему удалось найти единомышленников в лице нескольких десятков американских газет, согласившихся финансировать опросы, и в 1935 году он основал Американский институт общественного мнения. Тогда это была одна комната, стол, телефон и пишущая машинка.
20 октября 1935 года институт выпустил первое сообщение по итогам анализа мнений американцев, а вскоре еженедельная колонка Гэллапа "America Speaks" с результатами опросов общественного мнения стала публиковаться во многих американских газетах.
Наступал 1936 год и вместе с ним - новые президентские выборы, в которых демократу Франклину Рузвельту противостоял республиканец Алфред Ландон. В те годы в сфере изучения электората и предсказания итогов президентских выборов доминировал журнал "Literary Digest". Он рассылал миллионы карточек и спрашивал, за кого человек предполагает голосовать. Опросы проводились регулярно начиная с 1916 года, и прогнозы были верными. Итог 1932 года оказался просто фантастическим: ошибка была менее одного процента.
12 июня 1936 года, всего через - месяц после номинации Ландона в качестве кандидата в президенты от Республиканской партии и более, чем за шесть недель до начала "Literary Digest" своего опроса, Гэллап опубликовал сообщение о том, что журнал предскажет победу Ландона с 56% голосов избирателей и, соответственно - поражение Рузвельта (44%). Но, утверждал Гэллап, этот прогноз будет ошибочным в силу неверности использованной журналом процедуры отбора респондентов. Гэллапа никто не знал, а журнал был одним из популярнейших изданий. Редактор журнала возмутился и в открытом письме оспорил выводы "своего молодого друга-статистика", напомнив ему о прошлых успешных прогнозах издания. Разослав 10 миллионов почтовых карточек владельцам телефонов и автомобилей и получив два миллиона ответов, редакция "Literary Digest" рассчитала и опубликовала свой прогноз исхода выборов: 57% : 43% в пользу Ландона. Мнения, замеренные Гэллапом в общенациональных опросах, были суммированы в ином прогнозе: победит Рузвельт с 56% голосов.
Предсказания Гэллапа оказались гораздо ближе к истине. В действительности Рузвельт набрал 62,5%. Во-первых, прогноз Гэллапа "был на верной стороне", и во-вторых, ошибка составляла около 7%, тогда как журналисты ошиблись значительно больше. 1936 год стал годом триумфа новой технологии опросов.
Наступила эра научного измерения общественного мнения. За первые 15 лет деятельности Института общественного мнения под руководством Гэллапа американцам было задано свыше 5000 вопросов по многим актуальным темам; было сделано восемь прогнозов относительно итогов общенациональных выборов и 237 - по поводу итогов локальных голосований; среднее отклонение от итогов выборов не превысило 4%; в общенациональных опросах 7 раз из 8 победители были названы верно, и средняя ошибка составила 3,2%. Он гордился результатами, в частности потому, что видел в них серьезный вклад в науку изучения общественного мнения.
После смерти Гэллапа в более 50 странах мира, в том числе и в России, начали успешно действовать институты общественного мнения, образующие всемирную исследовательскую сеть Гэллапа. И потому рефрен, "как показали результаты опросов Гэллапа...", будет еще очень долго ежедневно воспроизводиться на многих языках.
Борис ДОКТОРОВ, профессор, США; Нелли РОМАНОВИЧ, директор ИОМ "Квалитас".