Вчера был день рождения Владимира Ильича Ленина, Всякий помнит о нем свое. «Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой...». «Мы пойдем другим путем». «Революция есть социализм плюс электрификация всей страны...». Я не люблю Солженицына, но он едва ли не первый в родной стране рассказал нам: Ленин ехал из эмиграции через воюющие страны в опломбированном немецкими властями вагоне, с немецкими деньгами на революцию. Кайзеровской Германии это было выгодно. Было выгодно и большевикам.
Потом был поход немецких войск на восток. Потом - и у них революция. А далее - Вторая мировая...
Кажется мне, что все страдания, которые выпали на долю обеих народов, основывались на древнем инстинкте - кто-то должен победить, кто-то кого-то поработит. Собственно, так и бывало в истории. Но мир меняется. И разрушенная Германия встала с колен - и в этом смысле нас победила, потому что мы по сию пору бедны. Нас никто никогда не победит, потому что мы, в конечном счете, всегда побеждали. Однако рабства почему-то побаиваемся.
Вот последний опрос института общественного мнения «Квалитас». На вопрос «Некоторые политики, общественные деятели высказывают мнение, что Россия стала колонией Запада, разделяете ли вы такую точку зрения?» - 53,1% воронежцев ответили: «Да!». 30,7% так не думают, а 16,2% пока сомневаются. В сущности, если учесть обычную погрешность, мнения мужчин и женщин не сильно различаются. В рабство, так вместе? (Не стану сейчас оценивать графы по возрасту, образованию и доходам.)
Приходится признать, что рабская психология в нас осталась. И не потому ли мы инстинктивно боимся в XXI веке Запада, что неутомимая энергия Владимира Ильича была подкреплена западным именно золотом?
Это только предположение. Скажу другое: у одного нашего сотрудника 22 апреля родилась мама. И Запад здесь совершенно ни при чем. Мамы рожают независимо от иностранных субсидий, и если мы поймем это, то не станем придавать такого значения теме рабства. И не будем рабами.
Павел ЛЕПЕНДИН, дежурный редактор