У качества есть имя.
Русский / English
 На главную  Обратная связь  Карта сайта
Сми о нас / 2002 / Август

Всходы разумного, доброго, вечного

С культурой в Воронеже страшная напряженка, что подтверждается опросом института общественного мнения «Квалитас». Выяснялось, как воронежцы проводят свой культурный досуг. Вопросы задавали людям разного пола старше 18 лет с образованием от «неполных средних» до «высшего» и материальным положением от «бедственного» (денег не хватает на питание и квартиру) до «хорошего» (могу покупать дорогие вещи, но далеко не всем по карману). В общем, охватили все взрослое население, ибо нет у нас таких, чтобы совсем без образования (все-таки самое читающее население в мире), и нет таких, которым было бы все по карману.

И вот эти совершенно разные по своим желаниям и возможностям люди оказались пугающе солидарны в своем отношении к объектам культуры. Речь о посещении театров, кино и музеев; а также концертных залов и спортивно-зрелищных мероприятий. Причем последние, казалось бы, при таком количестве болельщиков и фанатов ничуть не в выигрышном положении. Так, если музеи у нас никогда не посещают 54 процента опрошенных, а 26 процентов проявляют любопытство к экспонатам реже одного раза в год, то на стадионы никогда не приходят 60,5 процента воронежцев, а бывают там реже одного раза в год почти 20. Конечно, 70 процентов игнорирующих спортивные мероприятия -женщины, но и сильная половина не очень-то отвечает своему образу "настоящих мужиков", для которых пивная реклама настойчиво требует: "Свободу!". Несколько раз в месяц на спортивных зрелищах бывают только 11 процентов мужчин.

Другое массовое зрелище, оно же "важнейшее из искусств", судя по опросу "Квалитаса", вообще пора отправлять на свалку истории. И это несмотря на то, что на всех перекрестках кричат, будто народ вернулся в кинотеатры. Никогда не ходят в кино 53 процента воронежцев, бывают там реже раза в год - 24 процента. А если к ним еще добавить 10 процентов, посещающих кинозал один-два раза в год, то получится, что почти 90 процентов горожан игнорируют "самый народный" вид культурного досуга. Казалось бы, после такого пренебрежения самым демократичным и популярным искусством на статистику относительно театров и концерт-холлов нельзя будет смотреть без слез. Однако там расклад примерно такой же. Даже чуть-чуть оптимистичнее. Равнодушны к служителям Мельпомены 43 процента воронежцев, бывали в театре реже одного раза в год 28 процентов и два-три раза - 12. То есть всего около 88 процентов горожан. Заметим, что основной контингент тех, кто посещает театр "несколько раз в месяц", составляют лица от 18 до 24 лет. Возможно, отвечая на вопросы социологов, они пропускали мимо ушей слово "театр" и больше сосредоточивались на слове "концерты". Благо, от гастролирующих в нашем городе "эстрадных звезд" отбоя нет. Сдается нам, не слишком удачливая это идея - объединить театры и концертные залы в один вопрос. Получается, что любители "творчества" какого-нибудь Филиппа Киркорова проходят в категории культурно продвинутых горожан. Кстати, посещаемость культурных очагов, что бы там ни говорили, довольно слабо зависит от материального положения воронежцев. Толщина кошелька определяет разве что наполнение кинозалов. Но и туг забавное сопоставление: почти 2 процента материально бедственного населения посещают кино каждый(!) месяц. С той же частотой отдаются во власть большого экрана только каких-то 30 процентов воронежцев, живущих в свое удовольствие. И это самое простое из зрелищ! А, например, требующее специфического культурологического опыта посещение музеев, как показывают результаты опроса, мало зависит как от материального положения (цены на билет там символические), так и от уровня образования. Так, в строке "несколько раз в месяц" - и напротив "неполного среднего", и напротив "высшего" - стоит красноречивый ноль. Остается добавить, что у тех, кто гордо идет по жизни с "вышкой" в кармане, обходят музеи стороной: 38,2 процента не ходят в них никогда и 31,8 процента - реже одного раза в год.

С одной стороны, Воронеж, конечно, не колыбель культуры, как какой-нибудь Санкт-Петербург. Но ведь и не в Михрюткине мы живем. Все-таки губернский город средней полосы России. Как писали в центральных СМИ после известного апрельского митинга -"типичная модель России".

Да, театры у нас оставляют желать лучшего, а маэстро Ростропович появляется в Воронеже, будто античный бог из машины, но ведь это нужно только элитарному меньшинству. Сомнительно, чтобы все те, кто так внушительно украсил своим ответом строку "никогда", игнорировал культурные заведения по уважительной причине. Вряд ли все эти люди запираются у себя дома и ваяют Венеру, музицируют на флейте или пишут "Анну Каренину". Думается, что и читают они только телепрограмму и газетные объявления. В связи с этим становится вполне понятной индифферентность большинства горожан к проблеме реставрации старого здания драм-театра. Кому это интересно, кроме директора и горстки работающих в нем актеров. Да пусть оно совсем рушится - главное, чтобы "по ящику" показывали какую-нибудь "Большую стирку". В эпоху торжества всевозможных рейтингов и прочих фетишей прикладной социологии логично прозвучит вопрос: для чего тогда вообще все эти здания, эти заповедники, эти опустевшие дворцы, к которым - кого ни спроси на улице - каждый относится с трепетной любовью. Кому нужно "нерейтинговое" искусство? "Надо поддерживать культуру!" Кричать легко, намного сложнее одарить вниманием и рублем. Вот и не поймешь: то ли искусство в большом долгу перед народом, то ли мы в долгу перед ним. Для утешения остается лишь уповать на расхожую истину, что статистика все врет.

Виктор ЛИХОДЗИЕВСКИЙ

Источник: Газета "Воронежские вести" №51 (487) 2002-08-23