У качества есть имя.
Русский / English
 На главную  Обратная связь  Карта сайта
Сми о нас / 2002 / Январь

"ЗА СТЕКЛОМ". Воронежский вариант.

Гвоздем программы предновогоднего заседания воронежской гор. Думы стал конфликт между депутатами и горадминистрацией. И хотя его обсуждение благоразумно поместили внутрь повестки дня, впечатление на собравшихся административно-правовой сыр-бор произвел неизгладимое.

Вот как это было. В понедельник 24 декабря шестнадцать депутатов, посетивших планерку в мэрии, попросил задержаться для беседы руководитель аппарата городской администрации Олег Шамрин. Он довел до сведения народных избранников отношение мэра к их критическим выступлениям в средствах массовой информации в адрес исполнительной власти и лично мэра Ковалева. И пообещал принять меры, если критика не прекратится. А именно: через комиссию по депутатской этике лишить их "права общения с прессой" и перейти к публикации компромата на конкретных депутатов. Компромат, по заверениям Шамрина, уже собран и содержится в папках, которые лежат на столе в этом же зале. Далее последовала физическая борьба за папки, с содержанием которых решила тут же ознакомиться депутат Кудрявцева. В общем, папки у нее отобрали, а парламентариям предложили побеседовать на эту тему в индивидуальном порядке.

В зал к депутатам по их приглашению зашел и Александр Ковалев, подтвердив, по словам депутатов, намерения своего подчиненного и свой личный настрой защищаться от депутатских нападок при помощи публикации порочащих их сведений.

На том и разошлись. В день думского заседания в "Новой газете" появилось заявление пресс-службы главы города с крупицами обещанного компромата. Председателю гор. Думы Сергею Колиуху указывалось на "причуды" его коллег и высказывалось мнение, что его реакция на компрометирующие отдельных депутатов факты не должна быть "попустительской".

Для "битья" в данном заявлении были назначены Галина Кудрявцева, Сергей Шишлаков и Алла Холденко - наиболее активно и открыто выступающие против отдельных действий мэра и его команды. Кудрявцевой инкриминировали лоббирование своей фирмы, для которой она якобы приобрела "часть территории летнего лагеря отдыха, где недавно был открыт источник минеральной воды". Шишлакова обвинили в обмане "фирмы, связанной со швейцарцами", а Холденко - в том, что она "нередкий гость" медвытрезвителей и потому ратует за их ликвидацию. Таково было официальное заявление пресс-службы.

Его на заседании долго обсуждать не стали, но предприняли ответный шаг - запрос в областную прокуратуру, УВД и УФСБ с просьбой дать правовую оценку действиям руководителей горадминистрации. Проголосовали за такую меру 18 из 25 присутствовавших на заседании, причем часть депутатов к моменту голосования вдруг захотела курить и покинула на время зал заседаний. Заявление же в адрес сессии, послужившее поводом для принятия упомянутого выше запроса, подписали все "пострадавшие" от беседы с Шамриным. Включая самого председателя Думы Сергея Колиуха и трех его замов - Сергея Пономарева, Леонида Зенищева и Александра Шипулина.

Персонально оскорбленные депутаты намерены обратиться с заявлением в суд. Об этом, в частности, говорила на заседании Галина Кудрявцева. Ее ответ на информацию в "Новой газете" был таким: "По поводу моих частных фирм - такой дури в страшном сне не увидишь". Справедливости ради заметим, что Галина Александровна, будучи депутатом в течение последних пяти лет, всегда работала в Совете, а потом в Думе на постоянной основе - то есть была муниципальным советником, регулярно лично вела прием своих и не своих избирателей, помогала им, чем могла. Предположить, что у нее оставалось время для бизнеса или какой-то другой деятельности, помимо депутатской, крайне затруднительно.

Сергей Шишлаков перечислил все факты давления на него городских властей и заметил: "Надо критиковать депутата. Но мы же не лезем в эту грязь; у кого какая женщина, кто какую машину купил... Если есть какой-то криминал, пусть им занимаются соответствующие органы". Алла Холденко также дала резкую оценку действиям администрации: "Идет активный поиск врага с целью переложить ответственность за свое бессилие. Мы критиковали по работе, а нас - по Жванецкому: "Сам дурак!"

Большинство профессионалов-аналитиков прямо связывают скандальные заявления мэрии с недавними кадровыми назначениями в неформальном "идеологическом" отделе городской администрации. Слишком уж откровенно напоминает странная попытка "массового шантажа" образ действий пропагандистской машины заклятого врага мэра - бывшего губернатора И.Шабанова. Слишком уж напоминает стилистика "заявления пресс-службы" памятные публикации, затрагивавшие честь и достоинство самого А.Я.Ковалева -тон столь же беспощадный, сколь и бессмысленный. В самом деле, больше всего в происходящем настораживает его полная бессмысленность. Цель, конечно, оправдывает средства... Но в чем цель? Подорвать авторитет депутатов? Так поздно, их уже избрали... Припугнуть обнародованием грешков? Так никто, никогда и никого не шантажирует прилюдно... Понравиться хозяину, "впереди паровозного дыма" озвучив его тайные мысли? И с этим, боюсь, непросто...

Жаль депутатов: какими бы они ни были в жизни, достоинство их действительно оказалось задето. Но еще больше стоит посочувствовать главному, на наш взгляд, пострадавшему в этом происшествии.

Меньше всего скандал такого рода нужен как раз Александру Ковалеву, во мгновение ока превратившемуся усилиями не в меру ретивых сторонников из градоначальника, по некоторым вопросам расходящегося во мнениях с законодателями (и - да, этого у Ковалева не отнять - иногда излишне эмоционально на эти расхождения реагирующего), в соавтора сомнительных заявлений и в соучастника чуть ли не уголовных деяний. Невыгодно потому хотя бы, что, по последним данным социологов (исследования института общественного мнения "Квалитас", проведенные в середине декабря), Ковалев, оставаясь самым популярным у населения городским политиком, тем не менее значительно пополнил ряды разочарованных его действиями горожан (39 процентов от числа опрошенных). Социологи, как правило, объясняют такой "откат" угасанием предвыборного ажиотажа среди населения. Но все равно: худшего момента для того, чтобы подпортить себе имидж скандалом, не придумаешь. И еще - потому, что случившееся почти наверняка заблокирует прохождение через гор. Думу ряда крайне необходимых для города решений, в принятии которых сам Ковалев весьма заинтересован.

Формально мэр стал "соучастником" лишь в одном эпизоде: выйдя к депутатам после инцидента с папками, он наверняка не знал сути предыдущего разговора и вряд ли мог верно оценить контекст, в котором прозвучали его раздраженные реплики. Вообще, ситуация вызывает стойкое ощущение, что ряд действий, предпринятых мэрией, прошел без ведома ее главы. И если помощникам позволительно "мочить все, что шевелится", не задумываясь о последствиях -неужели такого можно ожидать от политика с опытом и умениями Ковалева?

Город - организм живой. И если в голове происходит такое - чего ждать от других органов?

Ощущения от происходящего - как от просмотра телешоу "За стеклом". Очень интересно - и очень противно...

Алексей ЖЕРНОСЕКОВ, Ирина ШИШКИНА.

Источник: Газета "Берег" №1 (575) 2002-01-04