Вопросы веры и терпимости в современном обществе стоят как никогда остро. Нас пугают угрозой религиозных конфликтов, говорят о религиозных фанатиках, о духовном обнищании и безверии. Однако зачастую довольно трудно определить, на почве каких сведений подобные идеи вырастают. Социология - вещь точная, поэтому обратимся к последним исследованиям. По данным института общественного мнения "Квалитас", проводившего социологический опрос на тему веры и терпимости среди населения города Воронежа, выяснились довольно любопытные факты и тенденции.
Итак, большинство воронежцев считают себя верующими. Причем женщины причисляют себя к этой категории чаще (78%), чем мужчины (56%); но это вполне понятно - женщине даже в повседневной жизни Бог нужнее. Если говорить о возрастных категориях, то самый большой процент верующих приходится на возраст 30-39 лет - 75%. Среди пожилых людей верующих насчитывается заметно меньше, чем среди молодежи. Безусловно, это связано с антирелигиозной политикой, проводившейся в советское время. Сегодня же три четверти учащихся и студентов назвали себя верующими. Интересно, что в зависимости от "законченности" образования их процент тоже меняется. Так, среди учащихся школ 91% считает себя верующими, а среди тех, кто школу уже закончил, происходит снижение до 65%. Гораздо меньший разрыв обнаруживается между студентами, еще учащимися в вузе, и теми, кто высшее образование получил. Однако по окончании институтов верующих становится все же меньше. Что бы это значило? Больше всего верующих среди тех людей, чьей жизни коснулась трагедия потери близкого человека (разведенных, вдовых). В тяжелые моменты человек ищет утешения и защиты у Бога, черпает силы в вере. Жалко только, что для того, чтобы прийти к Богу зачастую необходима трагедия. Статистика подтверждает эти невеселые факты - среди вдов и вдовцов верующими себя считают 82%, среди разведенных - 71,7%. Высокий процент (71%) наблюдается и в тех семьях, где есть малолетние дети (до 18 лет). Можно предположить, что если дома они получают хоть какое-то религиозное воспитание, то в будущем количество верующих увеличится. А вот различные степени материального благосостояния (или недостатка) не оказывают существенного влияния на наличие веры. Только среди бедствующих семей, в которых денег не хватает даже на еду (таких в Воронеже 16-17%), количество верующих заметно выше - 73%. Конечно, если не на кого больше надеяться, человек обращается к Богу, а любая дорога есть дорога к храму. Но разве не является для общества позором то, что человек приходит к Богу из-за нищенского существования? Неужели для духовного возрождения России, за которое так ратуют наши политики, нужно сделать нищими полстраны?
Не менее интересен вопрос о вероисповедании. На эту тему опрашивали, естественно, только тех, кто считает себя верующими, но даже среди них не все знают, к какому вероисповеданию принадлежат. Затруднились ответить на этот вопрос в основном мужчины, женщины оказались более конкретными. Итак, подавляющее большинство верующих относят себя к православию (97%), на исконно русских территориях оно имеет глубокие корни традиций.
А вот неожиданностью стал сравнительно большой процент (4,2%) молодежи, считающей себя католиками. Если учесть экспансию католической церкви в России в последние годы, то можно предположить, что число приверженцев католической веры будет расти.
Среди исповедующих ислам чаще встречались люди среднего возраста: от 30 до 49 лет с хорошим материальным положением. Учитывая, что в выборку не попало ни одного буддиста, можно сказать, что как религия буддизм в Воронеже не распространен, ходя в среде продвинутого студенчества буддийская философия занимает довольно видное место.
Если говорить об отношении к другим конфессиям, то, судя по полученным данным, религиозного конфликта в ближайшем будущем опасаться не приходится. Наиболее терпимо воронежцы относятся к представителям традиционных мировых религий: католикам, мусульманам, иудаистам. Нейтральное отношение преобладает над негативным. Судя по всему, наиболее всего жителям нашего города симпатичны католики: возможно, этому способствует и то обстоятельство, что далеко не все православные понимают, чем отличается православие от католичества, помимо обрядов.
Если к мусульманам относятся терпимо, то по поводу иудаистов общественное мнение далеко не так однозначно: хотя большинство и расположено к ним нейтрально (45%), а некоторые даже положительно (7%), число негативного отношения все же высоко - 40%. Правда, нельзя поручиться за то, что эта неприязнь носит чисто религиозный, а не расовый характер. Последнее к положительным моментам уж никак не отнесешь.
Негативное отношение к баптистам преобладает над нейтральным и положительным. По этому поводу хотелось бы еще раз напомнить: баптисты - это церковь, одна из разновидностей протестантизма, к сектам они никакого отношения не имеют.
Наиболее нелюбимы народом Свидетели Иеговы - к ним негативно относятся 57% опрошенных. Кришнаитов тоже не любят, но меньше.
В целом все это неудивительно, а удивительно то, что в Воронеже нашлись люди, одобряющие деятельность сатанистов (0,6%). Пока их немного. Интересно, что ими движет - неодолимая приверженность к мистике или душевное заболевание? И то, и другое опасно.
К возможности распространения в России других религиозных течений, кроме православия, большинство воронежцев относится негативно (54%). Среди пожилых людей эта цифра поднимается до 70%, а среди военнослужащих - до 75%. Большинство горожан сами относят себя к православной религии. Но как это на самом деле соответствует действительности, видно из того, сколько народу ходит в церковь. О реальном количестве в оцерковленных могут рассказать приходские священники, и этот процент будет, конечно, меньше. Православными нас делает не факт крещения и не куличи на Пасху, а нечто иное, лежащее гораздо глубже - мировоззрение, особое отношение к жизни. А если в церковь ходишь раз в год, то о какой религиозности может идти речь?
Такова на сегодняшний день картина религиозных отношений в Воронеже. Радует то, что несмотря на неприятие большинством населения чуждых православию религий, обострения противостояния на этой почве пока не предвидится - безразличие и нейтралитет более трети горожан сдерживают этот процесс.
Надежда РИПИНСКАЯ