Со временем социологические исследования на предмет выяснения политических предпочтений граждан делаются все скучнее. С виду наше государственное и политическое устройство выглядит вполне демократичным, однако чувствуется, что население вовсе не радо кажущемуся многообразию блюд на этой кухне. Оно и понятно: борьба идей не получилась, идет борьба личностей, а достойных личностей вследствие всех российских исторических катаклизмов у нас мало. К тому же право выбора - беспокойное право, оно требует работы ума и души, а к такому труду многие не привыкли, он отягощает. Посему значительная часть электората предпочитает рассуждать, как Герцог из кинофильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Уж если оно так получается, то пусть идет, как идет».
В общем, наверное, этим можно объяснить, почему большинство респондентов отвечают, что готовы голосовать только за Владимира Путина или тех, кто в общественном сознании прочно к нему привязан. Итак, 1-5 августа институт общественного мнения «Квалитас» провел опрос 618 воронежцев (выборка репрезентативна для нашего города). Как и следовало ожидать, в «президентской» части опроса Путин по-прежнему вне конкуренции. Если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, за него проголосовали бы 55,2% горожан. Все ясно, победа в первом туре. Такое могучее преимущество можно толковать двояко: либо это своего рода аванс, то есть выражение надежды на те позитивные изменения в будущем, связанные именно с Путиным, либо напротив - сигнал такого примерно содержания: не надо больше никаких перемен, пусть все остается как есть, нас все устраивает.
На фоне путинских процентов его «конкуренты» выглядят несерьезно, но все же перечислим и их: Геннадий Зюганов - 7,4%, Аман Тулеев - 5,8%, Сергей Шойгу - 4,7%, Владимир Жириновский - 4,0%, Евгений Примаков - 3,1%, Юрий Лужков - 1,8%, Григорий Явлинский - 0,5%. Против всех высказались лишь 4,9%, о своем неучастии в выборах заявили 6,6%.
Аналогичная картина и при ответе на вопрос «Если бы выборы в Государственную Думу состоялись в ближайшее воскресенье, и в бюллетене для голосования были представлены эти партии, за какую из них вы бы, скорее всего, проголосовали?». И здесь имеется явный лидер - пропутинская партия «Единая Россия», ей отдали свои голоса 30,3% воронежцев. Значительно отстает, но имеет более или менее приемлемый результат, КПРФ - 14,1% опрошенных. Кроме них, пятипроцентный барьер (необходимый, напомним, для попадания в Госдуму) преодолели только ЛДПР - 6,0% и Союз правых сил - 5,2%. Приведем заодно и остальные результаты: движение «Россия» - 3,2%, «Яблоко» -3,1%, Аграрная партия - 1,5%, Российская объединенная социал-демократическая партия - 1,3%. В графе «Против всех» указаны 10,4%, не пошли бы на выборы 13,3%.
Это, так сказать, конкретный расклад политических предпочтений воронежцев. Но социологи задали тем же самым людям и такой вопрос: «Какой политической силе вы сейчас симпатизируете в большей степени?». И вот здесь мы наблюдаем очень тревожный симптом, который лучше всего охарактеризовать словами профессора Преображенского из «Собачьего сердца» - «разруха в головах». Оказалось, что симпатизируют больше всего коммунистам - 15,9%. Затем идут демократы - 12,1%. Следом как бы абстрактная «Партия власти» - 8,1%. Совсем уж немного сторонников у патриотов - 2,3%, и почти их нет у социалистов - 0,6%. Около двух процентов ответили, что они симпатизируют неким другим силам. Зато сразу 45,6% не симпатизируют никому.
Сравнив этот список с предыдущим, поневоле сделаешь вывод, что только коммунистический электорат у нас знает, что хочет. А вот как соотнести результат «Партии власти» с результатом «Единой России» - непонятно. Ведь кажется очевидным, что «Единая Россия» это и есть партия власти, и очень печально, если ее избиратели не хотят отдавать себе в этом отчет, поскольку в таком случае выбор делается неосознанный, а, стало быть, нет никакой надежды на преодоление пропасти между властью и населением.
Но в ответах на последний вопрос кроется и еще более опасная тенденция. Простые расчеты показывают, что в числе 45,5% не симпатизирующих ни какой политической силе имеется значительная часть путинского электората. Либо же его идентификация населением сокрыта в графах «коммунисты», «патриоты», «демократы», «партия власти». Получается, что наш президент - никакой. Вернее, за два с лишним года его работы многие так и не поняли, что он из себя представляет, имеются ли у него какие-либо устойчивые принципы и убеждения. Он попросту не удосужился подать сколько-нибудь внятные сигналы на этот счет. Посему всякий приписывает ему те качества, какие хочет.
Для разведчика, может, это и подходящая характеристика. А мы, выходит, до сих пор не знаем, что за человек стоит во главе государства. Однако готовы верить ему безоглядно.
Герман ПОЛТАЕВ.