За окном полосатое безмолвие. То серое, то белое. Только дождик то ли осенний, то ли весенний накрапывает или мокрый снег летит в глаза. В мэрии трудится (слава Богу!) глава города, правда, очень временный, с приставкой и.о., и остатки старой (всех не пересажаете!) команды прежнего мэра.
Мы уже привыкли к тому, что с уходом какого-нибудь высокопоставленного чиновника принято ругать его разными словами, чаще последними. И совершенно отвыкли говорить "спасибо". Спасибо чиновнику - да вы что?! Я попробую. Не от кого-нибудь, а лично от себя. Потому что по себе знаю, хорошее - оно как-то не замечается.
Спасибо, Александр Яковлевич, за работу. За то, что на моем переулке в частном секторе Юго-Западного года полтора назад появился свет, который не горел всю мою сознательную жизнь, за новый асфальт во дворе тещи, который не укладывали там лет двадцать, за то, что меня вдруг в вечернем городе останавливает гаишник и говорит, что я-де еду без включенных фар. А я этого попросту не замечаю, потому что в городе перестало быть как "где-то там у нефа". Вспоминаю я о вас и в пробке на перекрестке Плехановской и Кольцовской, понимая, что было бы здесь, если бы все еще лежали трамвайные рельсы...
У меня, как у горожанина, конечно же, очень много претензий к вам. Например, начав с попытки "сломать" систему бесконтрольного строительства в центре города, вы так и не смогли победить этот "градостроительный хаос", и сегодня элитные дома возникают то тут, то там, как поганки с мухоморами. Вы так и не наладили нормальную законную продажу земельных участков, не побороли казнокрадство... Но все это уже после "спасибо".
Зря горожане, в запальчивости, говорят о том, что им все равно, какой мэр в кресле, потому что ничего не меняется. Меняется, это видно даже невооруженным глазом. Несколько недель назад студенты журфака вышли на городские улицы, чтобы провести экспресс-опрос. И что интересно, даже те, кто ругал Ковалева все теми же словами, отвечая на вопрос, кто же из двух последних мэров работал лучше, чуть задумавшись, почти единодушно отвечали: "Ковалев"... Мэры бывают разными, и от них много что зависит. Вот и институт общественного мнения "Квалитас" пишет о том, что "при Александре Яковлевиче заметно похорошел внешний вид города, улучшилось состояние дорог, на улицах и во дворах стало гораздо чище...".
Кстати, очень многие горожане просто не знают, что мэр -не государственный чиновник, он, по-сути, и не должен встраиваться в государственную властную вертикаль. Он глава местного самоуправления. То есть - большого дома с миллионом жильцов. И какой-такой политической борьбой была его война за бюджет, то есть за большой семейный бюджет горожан? Теперь, очевидно, никакой войны не будет. А начнется любовь и дружба. И мэр будет не главой местного самоуправления, а одним из чиновников, встроенных во властную вертикаль...
По мнению некоторых аналитиков, достаточно близких к прежнему мэру, Александр Яковлевич мог войти в историю как лучший и самый сильный руководитель-реформатор Воронежа всего обозримого периода, в общем, как Лужков в Москве. Но ему помешали две вещи. Его природная стихийность, самостийность, неуживчивость с теми, кого называют региональной элитой (значительную часть которой, впрочем, он создавал сам), приведшая его к политической изоляции. Второе - личное. Я не стану говорить об этом.
Видимо, аналитики правы. ...С наступлением агитационного периода новой мэрской кампании молчание в отношении прежнего мэра наверняка будет нарушено. И он услышит еще много разных слов. Но пусть они все-таки начнутся со "спасибо".
Андрей ЗОЛОТУХИН, главный редактор "Новой газеты" в Воронеже"