Все мы время от времени любим, поудобнее расположившись на диване, часок-другой посмотреть телевизор. Зачастую люди и не задумываются, что там идут: очередной отечественный сериал, "мыльная опера", надоевшие развлекательные передачи или документальные расследования. Телевизор стал неотъемлемой частью интерьера как комнат общежитий, так и люксов коттеджей. У кого-то он работает чуть ли не круглые сутки и в качестве фона помогает стоять у плиты, убирать квартиру, делать с детьми уроки. А кто-то лишь периодически включает его, дабы узнать последние новости.
Телевидение старается не отставать от веяний времени, что заставляет руководителей каналов искать новые формы подачи программ и бороться за права проката того или иного модного фильма или телесериала. Мы же, зрители, вынуждены глотать этот не всегда качественный продукт, поскольку, несмотря на обилие каналов, крутят там одни и те же ленты и демонстрируют, как две капли воды похожие друг на друга, игры и ток-шоу. Поэтому результаты опроса, проведенного в январе институтом общественного мнения "Квалитас", с одной стороны удивили, а с другой - нет, поскольку интеллектуальный зрительский уровень стремительно падает вниз. Верх же берут зачастую обыденная пошлость и интерес к копанию в "грязном белье". По репрезентативной выборке "Квалитас" опросил 649 человек. На вопрос: "Назовите лучшую телепередачу 2002 года центрального ТВ", воронежцы ответили, что таковой является программа "Время", опередившая лишь на три голоса "Окна" Дмитрия Нагиева. Всего респондентам было предложено для выбора 90 телевизионных передач практически всех представленных в Воронеже каналов. При этом 10% горожан отметили, что понравившихся им передач в минувшем году не было, а еще 15% вообще затруднились ответить на поставленный вопрос. Среди других популярных передач упоминались "Жди меня", "Кто хочет стать миллионером?", "Поле чудес", "Вести", "Человек и закон", "Что? Где? Когда?", "Большая стирка".
В отличие от передач центральных телеканалов на рынке местного телевидения лидер зрительских симпатий неизменен - это ежедневная информационная программа "Вести-Воронеж" (29% опрошенных). Несмотря на то, что респондентам было предложено более 35 передач местных каналов, только три из них преодолели планку в 1%. По этим показателям можно судить, сколь популярны наши передачи, которые не очень-то торопятся за модой.
Другой вопрос, связанный с телевидением, звучал так: "Назовите самый интересный кинофильм 2002 года?". Здесь "Квалитас" предложил воронежцам название 92 фильмов и сериалов. При этом 16% опрошенных не признали интересными ни одну из картин, а 22% затруднились выбрать что-нибудь из всего представленного многообразия. В итоге лучшей в прошедшем году с колоссальным отрывом признали "Бригаду" со звездной ролью Сергея Безрукова. Повальная российская "бригадомания", честно говоря, не вызывает позитивных чувств. Тем паче, что дальше по списку следуют фильмы, так или иначе связанные с криминалом: "Бандитский Петербург", "Ледниковый период", "Next", "Дальнобойщики", "Тайга", "Нина". Правда, вторую строчку в рейтинге занимают "мыльные" "Семейные узы", а десятую - добротный фильм "Перл Харбор*. В основном же популярностью пользуются лишь бесконечные сериалы. А уж интерес земляков ко всякого рода убийствам, грабежам, насилию удивляет. Неужели им мало этого в жизни? К слову, в 2001 году лучшим фильмом признан бразильский сериал "Земля любви", а в 2000-м предпочтение отдали михалковскому "Сибирскому цирюльнику".
Вот как быстро меняются зрительские симпатии. Странно, неужели чем хуже и напряженнее окружающая действительность, тем приятнее смотреть подобное и на экране? По мне бы лучше увидеть что-то доброе, светлое, призывающее к человеколюбию и пробуждению позитивных чувств. Но глас народа твердит обратное. Что ж, будем "тонуть" в море крови...
Павел ЛЕПЕНДИН, дежурный редактор