|
Сми о нас / 2003 / Июль
Деловой успех - 2002
Вот уже тритий год подряд Центрально-Черноземный филиал некоммерческой организации "Российская ассоциация маркетинга" совместно с Институтом общественного мнения "Квалитас" и газетой "Молодой Коммунар" проводят исследование "Деловой успех года". Цель этого проекта - определение наиболее успешных компаний, а также влиятельных лидеров-управленцев Воронежской области. Газета "Молодой Коммунар" уже начала на своих страницах знакомить читателей с теми предприятиями, которые признаны лучшими по результатам прошлого года. Сегодня мы публикуем рейтинг "Деловой успех - 2002". Первое место в десятке лидеров занял Александр Соловьев, заместитель председателя правления Сбербанка России, председатель Центрально-Черноземного банка. Вот уже три года он стабильно держится в первой тройке ведущих vip-менеджеров Черноземья. В ее составе на этот раз оказались Владимир Боровиков, генеральный директор ЗАО "Воронежстальмост", и Александр Хаустович, генеральный директор ОАО "Воронежсвязьинформ". Наиболее перспективными и экономически успешными признаны предприятия "Воронежстальмост", "Связьстрой-1", "Воронежсвязьинформ". Не сдает своих позиций ОАО "Минудобрения", три года оставаясь в первой десятке лидеров. Здесь секрет успеха прост: предприятие производит качественную, конкурентноспособную, экспортируемую на мировой рынок продукцию. Напомним, что в 2002 году ОАО "Минудобрения" получило Золотую медаль администрации Воронежской области за высокое качество продукции и большой вклад в развитие аграрного сектора экономики региона. По-прежнему считаются перспективными и достаточно успешными сотовые операторы (три представителя в двадцатке лучших предприятий). На их услуги - большой спрос, да и хороший менеджмент тут играет не последнюю роль. По итогам прошлого года в двадцатку лучших вошли три кита, олицетворяющих воронежское мебельное производство: ОАО "Графское", ПК "Ангстрем", ОАО "Мебель Черноземья". Среди лидеров присутствуют и представители пищевой отрасли. Стоит отметить успех ОАО "Молочный комбинат "Воронежский", который поднялся в рейтинге с 10-го на 6-ое место. Этот завод, бесспорно, является реальным лидером в своей отрасли, причем в основном за счет услуг менеджмента. Его брэнд "Вкуснотеево" уже стал известен и популярен не только в пределах Воронежской области, но и в Москве, Белгороде и других городах России. На сегодняшний день проблема конкуренции российских товаропроизводителей с поставщиками импортной продукции так же актуальна, как и год назад. Поэтому опыт успешной деятельности воронежских предприятий немаловажен. "Молодой Коммунар" планирует целую серию публикаций о предприятиях - лидерах экономики региона.
Лидеры - управленцы
1. Соловьев А.К., ЦЧ банк СБ РФ |
8,46
|
2. Боровиков В.Н., "Воронежстальмост" |
8,07
|
3. Хаустович А.В., "Воронежсвязьинформ" |
7,93
|
4. Пономарев А.Н., "Молочный комбинат "Воронежский" |
7,77
|
5. Степанов В.А., "Графское" |
7,75
|
6. Рогозин А.Н., "Связьстрой-1" |
7,71
|
7. Борисов В.И., "ВНИИС" |
7,67
|
8. Овчаренко В.Н. "Минудобрения", Россошь |
7,57
|
9. Николаев В.И., "Вагоноремонтный завод им.Тельмана" |
7,15
|
10. Белоконев Н.В., "Лискимонтажконструкция" |
7,00
|
Двадцать наиболее успешных предприятий 2002 года в Воронежской области
1. "Воронежстальмост" |
7,990
|
2. "Связьстрой-1" |
7,886
|
3. "Воронежсвязьинформ" |
7,625
|
4. "Янтарь" |
7,607
|
5. "Минудобрения" |
7,584
|
6. "Молочный комбинат "Воронежский" |
7,530
|
7. "Филиал ООО РАСКО "Воронежский стеклотарный завод" |
7,480
|
8. "Графское" |
7,473
|
9. ФГУП ВНИИС |
7,416
|
10. "Пивзавод "Воронежский" |
7,397
|
11. "Ангстрем" |
7,173
|
12. "Самсон" |
7,157
|
13. "Видеофон" |
7,151
|
14. "Домостроительный комбинат" |
7,053
|
15. "Мебель Черноземья" |
7,033
|
16. "БиЛайн" |
7,019
|
17. "РеКом-Воронеж" |
6,940
|
18. "Воронежсинтезкаучук" |
6,933
|
19. ТД "Финист" |
6,916
|
20. "Лискимонтажконструкция" |
6,861
|
Лидеры корпаративной культуры
1. "Воронежстальмост" |
7,79
|
2. "Связьстрой-1" |
7,54
|
3. "Минудобрения" |
7,47
|
4. "Янтарь" |
7,43
|
5. "Молочный комбинат "Воронежский" |
7,30
|
6. "Воронежсвязьинформ" |
7,29
|
7. "Ангстрем" |
7,15
|
8. Филиал "РАСКО" "Воронежский стеклотарный завод" |
7,00
|
9. ФГУП ВНИИС |
7,00
|
10. "Пивзавод "Воронежский" |
6,82
|
Лидеры экономического развития
1. "Воронежстальмост" |
8,25
|
2. "Связьстрой-1" |
8,07
|
3. "Графское" |
7,92
|
4. Филиал "РАСКО" "Воронежский стеклотарный завод" |
7,77
|
5. "Воронежсвязьинформ" |
7,75
|
6. "Минудобрения" |
7,73
|
7. "Янтарь" |
7,71
|
8. "Видеофон" |
7,69
|
9. ФГУП ВНИИС |
7,64
|
10. "БиЛайн" |
7,58
|
Лидеры организационного развития
1. "Пивзавод "Воронежский" |
8,00
|
2. "Молочный комбинат "Воронежский" |
7,91
|
3. "Связьстрой-1" |
7,87
|
4. "Воронежсвязьинформ" |
7,71
|
5. "Воронежстальмост" |
7,67
|
6. "Янтарь" |
7,57
|
7. "Минудобрения" |
7,40
|
8. Филиал "РАСКО" "Воронежский стеклотарный завод" |
7,38
|
9. ФГУП ВНИИС |
7,38
|
10. "Графское" |
7,33
|
Методика исследования
Сразу оговоримся: не существует универсального инструмента, который бы давал возможность со 100% объективностью оценить деловой успех предприятий разных отраслей, поскольку понятие "успех" в бизнесе емко и многомерно. Что считать успехом, а что -нет, зависит от многих факторов, далеко не все из которых можно выразить в сухих цифрах. Как показывает общепринятая практика проведения подобного рода исследований, наиболее адекватным методом, позволяющим получить объективные результаты, является экспертный опрос. Только коллективное мнение ряда наиболее осведомленных экспертов в состоянии учесть все множество факторов, составляющих емкую категорию "успех".
В число экспертов нашего опроса вошли руководители воронежских банков, их кредитных и инвестиционных отделов, руководители управлений и служб Администрации области, курирующие экономические вопросы, руководители консалтинговых фирм. Исследование проходило в три этапа. На первом этапе были получены предложения от ряда экспертов относительно исходного состава участников (86 предприятий). Те предприятия, что упоминались не менее двух раз, попали в итоговый список (40 предприятий и 24 управленца). На втором этапе всем компаниям-участникам был направлен стандартный запрос с просьбой предоставить сведения об экономическом положении предприятия. К сожалению, не все компании откликнулись на эту просьбу. Однако в случае непредоставления запрашиваемой информации из числа участников они не исключались. На третьем этапе эксперты заполнили анкеты, опираясь как на представленные компаниями-участниками данные, так и на собственные знания о положении дел.
К участию в рейтинге допускались предприятия всех форм собственности и сфер хозяйственной деятельности, кроме кредитно-финансовых учреждений. Кандидаты-управленцы выдвигались независимо от того, участвует ли соответствующая компания в рейтинге наиболее успешных предприятий.
Каждое из предприятий оценивалось по трем критериям: общая экономическая успешность, организационное развитие, а также социальная политика и корпоративная культура.
1. Общая экономическая успешность.
Общая экономическая успешность оценивается по результатам хозяйственной деятельности предприятия в 2002 году. Учитывается ряд финансово-экономических показателей, таких, например, как объем реализации, рост объема реализации по сравнению с 2001 годом в сопоставимых единицах и т.д.
2. Организационное развитие.
Под организационным развитием понимается степень успешности адаптации компании к меняющимся условиям хозяйствования. Учитываются такие показатели, как темп наращивания производства, характер роста (интенсивный или экстенсивный), инновационная политика, а также ассортиментная политика, проводимая компанией, и т.д.
3. Социальная политика и корпоративная культура.
К категории социальной политики относится политика по формированию имиджа компании и связям с общественностью (клиенты, партнеры, население области), включая фирменные стандарты работы (качество), освещение результатов деятельности предприятия, а также участие в жизни города (области). Корпоративная культура формируется из понимания персоналом миссии компании, достойного отношения сотрудников к клиентам и партнерам компании, а также из материальной обеспеченности персонала, участия коллектива в прибылях предприятия и т.д.
Для каждого критерия использовалась 10-бальная шкала.
Что касается оценки влиятельности управленцев, эксперт выставлял балл на шкале от 1 до 10, ориентируясь на свое представление о том, в какой степени управленец способствовал росту компании в прошедшем году и насколько сильно его влияние на деловую среду области. Индивидуальные оценки суммировались, и для каждого предприятия-участника рейтинга рассчитывались средние значения по всем трем критериям. Подсчет итоговых показателей проводился по формуле: итоговый балл = 0,50 * (средний балл по критерию "экономическая успешность") + 0,25 * (средний балл по критерию "орг. развитие") + 0,25 * (средний балл по критерию "корпоративная культура"). Мы сознательно придали наибольший вес показателю экономической успешности, так как именно итоги хозяйственной деятельности за год решают, удержит компания лидерство или же уступит место более сильным.
Рейтинг лидеров-управленцев рассчитывался проще - по среднему значению общей шкалы "влиятельность".
Александр РОМАНОВИЧ, директор ЦЧ филиала РАМ.
Экспертный состав проекта "Деловой успех - 2002"
1.АБРИЧКИНА Галина Борисовна, начальник отдела кредитования среднего и малого бизнеса ЦЧ банка СБ РФ;
2.БАЛАЛАЕВ Сергей Юрьевич, первый заместитель управляющего Воронежским филиалом "Внешторгбанка";
3. БОТВИНЬЕВ Владимир Ильич, директор компании "Июль";
4. ГОНЧАРОВ Юрий Федорович, директор ООО "Воронежвнешсервис";
5. ЖИРОВОВ Валерий Иванович, управляющий Воронежским филиалом банка "Павелецкий";
6.КЛЕЙМЕНОВ Вячеслав Иванович, начальник управления по промышленности, транспорту и связи администрации Воронежской области;
7. МОЖАИТОВ Аркадий Романович, начальник управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации Воронежской области;
8. НИКОЛЕНКО Николай Николаевич, заместитель начальника управления внешнеэкономической деятельности и международному сотрудничеству администрации Воронежской области;
9. ПЕНИН Владимир Алексеевич, управляющий Воронежским филиалом "Внешторгобанка";
10. СЕЛИТРЕННИКОВ Леонид Иванович, начальник главного управления экономического развития администрации Воронежской области;
11. СЫСОЕВ Александр Митрофанович, генеральный директор ООО "Росагротрейд";
12. ТУРКОВ Алексей Викторович, управляющий Воронежским филиалом "Альфа-банка";
13. ФИЛАТОВ Виктор Григорьевич, руководитель УМНС РФ по Воронежской области, советник налоговой службы первого ранга;
14. ФРОЛОВ Анатолий Гаврилович, начальник отдела кооперации и межотраслевых производств администрации Воронежской области;
15. НИЗОВЦЕВ Юрий Евгеньевич, заместитель начальника управления по промышленности,транспорту и связи;
16. КИТАЕВ Борис Анатольевич, заместитель главы администрации Воронежской области по региональному развитию;
17. ЯНЦОВ Николай Петрович, заместитель председателя правления ЦЧ банка СБ РФ.
Источник: Газета "Молодой Коммунар" №71 (11677) 2003-07-03
|
|