Центрально-Черноземный Центр защиты прав СМИ при участии Института общественного мнения "Квалитас" провел исследование, насколько в Воронеже органы государственной власти и местного самоуправления доступны и открыты для населения. Юристы и социологи при этом исходили из требований законодательства - деятельность органов власти и местного самоуправления должна быть открыта и прозрачна. А вот соответствует ли реальность этим критериям?
В ходе опроса 1233 жителей города Воронежа выяснилась важная тенденция. Например, как сообщили опрошенные, за последние два года 99% не обращались ни за помощью, ни за информацией в государственные органы власти, 97% решают свои проблемы, не обращаясь в органы местного самоуправления, еще 95% ни разу за это время не вошли в кабинет чиновника районной администрации. Более того, такой же процент опрошенных не обращался в правоохранительные органы. И это при нынешнем уровне преступности! Что это как не проявление недоверия со стороны простого населения к чиновникам от исполнительной власти, представителям местного самоуправления, а также силовым структурам.
Как утверждают социологи, у населения уже сложился стереотип взаимоотношений чиновника и народа. Каков же он? Практически в духе бессмертных некрасовских строк. 72% опрошенных, не обращавшихся за помощью во властные структуры, считают, что человека, отправившегося за информацией в какие-либо государственные органы или учреждения, будут посылать от двери к двери. Еще 9% уверены, что ему будет отказано в информации. Только 7% воронежцев считают, что их прошение будет с готовностью принято и удовлетворено. Затруднились ответить на этот вопрос 12% горожан.
Кстати, наибольшее количество наших сограждан чаще всего обращаются за помощью на предприятия ЖКХ, об этом заявили 25%. Что и понятно -коммунальные проблемы решать в одиночку чрезвычайно сложно, особенно если прорвало батарею зимой.
Кстати, среди тех, кто все-таки обращался за помощью в органы власти, 18% опрошенных утверждают, что помощь им была оказана. Напротив, 16% респондентов утверждают, что им не оказали помощи.
В ходе опроса выяснилось также, что эффективность получения помощи зачастую зависит от способа обращения: (см. таблицу).
Как лучше просить чиновников о помощи?
способ обращения в
учреждение
|
помощь была
получена
|
помощь не была
получена
|
по телефону |
54%
|
46%
|
посещал лично |
52%
|
48%
|
оставлял заявление |
42%
|
58%
|
отправлял обращение
(заявление) по почте |
64%
|
36%
|
посылал доверенное лицо |
17%
|
83%
|
Как видим, наиболее эффективными способами "достучаться" до чиновников являются письменные обращения (они, как правило, регистрируются в органах исполнительной власти и муниципальными службами), а также обращение к чиновнику по телефону и лично при встрече.
В то же время стоит отметить и то, что нет сильного процентного разрыва между теми, кому помощь была оказана, и теми, чьи просьбы были проигнорированы.
Весьма красноречив тот факт, что 57% из числа тех, кто помощь получил, считают чиновников в общении с посетителями равнодушными. Это обусловлено как поведением отдельных представителей властных органов, так и сложившимся на протяжении длительного времени стереотипом о том, что "слуги" народа на самом деле страшно далеки от его реальной жизни и реальных проблем. На вопрос: "Как можно охарактеризовать сложившиеся на сегодняшний день взаимоотношения населения и чиновников государственных и местных органов власти?", 65% воронежцев ответили: "Чиновник занимает более высокое положение по отношению к народу". В том, что между чиновниками и населением сложились равноправные партнерские взаимоотношения, уверены только 4% горожан. И лишь 2% респондентов склонны считать, что чиновник является лицом, подотчетным народу, зависящим от него.
В целом же изучение результатов взаимодействия населения с различными структурами власти позволяет социологам сделать следующий вывод: в коридорах власти можно получить и необходимую помощь, и нужную информацию. Главное - запастись достаточным количество терпения, упорства, умения стоять на своем и еще уметь четко и внятно формулировать цель своего визита. Если первые несколько качеств нашему на роду присущи в достаточной степени, то последнее качество все еще приравнивается к особому таланту. Будем надеяться, что когда-нибудь каждый российский гражданин сможет внятно и четко объяснить, что ему требуется от чиновников и в чем, собственно, состоит их прямое назначение.
Рената МОЛОТОВА