Помните дурацкую песню не менее дурацкого Найка Борзова про маленькую лошадку? Да, да, тот самый пафосный эпос о суровых трудовых буднях наркодилера.
Песне лет пять-шесть; до прошлого года в ней упоминалось слово "кокаин". Потом оно вдруг исчезло - кто-то властный приказал пойти поперек расхожей истины. Слово из песни выкинули.
Так вот, угораздило меня побывать на концерте Найка Борзова. Когда он дошел до строчки "я везу..", то состроил страдальческую физиономию - мол, и рад бы спеть, да не дают. Толпа подростков хором подпела:- КОКАИН!!!
И я уверен, что они допевают про себя (что гораздо опаснее: автоматически), услышав эту песню на улице, в маршрутке, по радио. И дело здесь вовсе не в глупой песенке, авторе или неуклюжем чиновнике. Дело в подходе власти к решению проблемы наркомании.
...В канун международного Дня по борьбе с наркотиками и наркобизнесом институт общественного мнения "Квалитас" провел опрос среди воронежцев "Проблема наркомании в зеркале общественного мнения".
95% опрошенных считают наркоманию злободневной для нашего города. Четверть горожан знает людей, которые употребляют наркотики. Большинство опрошенных считает наркоманов больными людьми, пятая часть - преступниками, которых нужно изолировать. Ответственность за борьбу с наркоманией респонденты возложили на милицию, специальные органы и органы здравоохранения. 75% опрошенных считают, что органы правопорядка коррумпированы.
Цифры нехорошие, цифры злые, но вполне ожидаемые и в какой-то мере даже предсказуемые.
Проблема налицо, народ негодует, а нарковоз и ныне там. Через наш город проходит глобальный наркотраффик из Азии через Украину в Европу. В Воронеже свободно можно купить коноплю, опиум или даже героин. Перефразировав известную поговорку, можно с уверенностью сказать: скажи, чем ты оттягиваешься, и я скажу, кто ты - наркотики определяют социальный статус. Пэтэушники из подворотен бузуются сомнительной черняшкой, "химики" глотают колеса, золотая молодежь накачивается марихуаной (тот же план, но - понты, понты, понты!), студенты толпами выезжают за город отведать псилоцибиновых грибов, детвора дружно варит "молоко" из конопли, элита сидит на чистом героине, маргиналы нюхают синтетические смеси -пир горой, раздолье криминала, апофеоз безумия! Современная вечеринка выглядит так: на столе бутылка водки (для "быдла"), кастрюля китайской лапши (кого на "хавчик" пробьет), вместо столовых приборов - шприцы, вместо салфеток - папиросная бумага для косяков, вместо тарелок - коробочки, баночки, пакетики - кушать подано!
Не сказать, что власть ничего не делает. Отнюдь - только в первом квартале 2003 года органами внутренних дел выявлено более 300 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств (меж тем количество правонарушений в этой сфере за последний год выросло вдвое). Однако усилия власти сводятся лишь к одному - поймать, обезвредить, наказать. Ну, иногда выйти на улицы города с какой-нибудь детской акцией: "Наркотики - это плохо!" и погрозить перстом указующим (кстати, наркоманы специально ходят на такие мероприятия - "позагоняться").
Власть проспала тот момент, когда сформировалась новая молодежная субкультура. Сначала вдруг стало модно употреблять наркоту - это якобы свидетельствовало о "взрослости", протесте против новой (постсоветской) реальности: вдруг как-то сразу съехали из коммуналок и переселились в отдельные квартиры, теория общины" сменилась доктриной индивидуальности, экстраверты превратились в интравертов.
Стало модным уходить в себя. Модно читать Кастанеду, Пелевина и Сорокина, модно смотреть размытые фильмы ни о чем, модно обогащать лексикон словечками "залипаю" (веселюсь, сплю, страдаю - в зависимости от контекста), "торкнуло" (зацепило), "бузоваться" (колоться), "дуть" (курить), "загоняться" ("чудить") и т.д.
Нельзя сказать, что субкультура наркоманов ничего не производит. И Пелевин небездарен, и в отчаянном бреду Сорокина можно найти крупицы истины.
Но! Умный и в бредовом тексте найдет что-то свое - додумает, домыслит, прифантазирует. Глупый же будет просто восхищаться - ах, ничего непонятно, но как здорово. Пресловутый квадрат Малевича каждый толкует по-своему, а кто никак не толкует, фальшиво восторгается: какой-никакой, а классик!
Но у этой субкультуры нет будущего: она разрушительна. В основе ее - тихое умирание, а в идеале - полный уход в себя, а это уже, господа присяжные заседатели, не что иное, как первый признак шизофрении. Задача власти на сегодняшний момент - создать новую молодежную субкультуру, которая противопоставила бы себя (именно противопоставила, не боролась - пафос борьбы только окрыляет) наркотической идее. Чтобы модно было быть здоровым, умным и небедным. Но что это я опять про национальную идею?
Александр БЕЛЯВЦЕВ, корреспондент "Новой газеты" в Воронеже