Не считаю себя закоренелым пессимистом и тем не менее, сколько себя помню, всегда был убежден - полноценно счастливым человек чувствовать себя не может. Ну, допустим, "чувство глубокого довольства и радости" (одна из трактовок понятия "счастье", я справлялся в словаре) в какие-то мгновенья жизни испытать еще возможно. После хорошего обеда, например, или неожиданной щедрой премии. А уж "состояние высшего удовлетворения жизнью" (основная трактовка счастья) - штука просто недостижимая. Даже юродивые, идиоты, перманентно впадающие в нирвану йоги и прочие исключительные личности лишь подбираются к этому самому "высшему удовлетворению" (и то нечасто). Ибо (думал я) так уж устроен человек: стоит ему приблизиться к тому, что он считает "высшим удовлетворением", как выясняется, что никакое оно не высшее, есть и повыше. И, стало быть, опять надо карабкаться. Кто знает, может, в этом карабканьи и есть смысл жизни?
Но вот данные опроса, проведенного институтом общественного мнения "Квалитас" 19-22 апреля (то бишь в обычные будние дни, никаких праздников - это важно). Опрошено 613 человек, выборка репрезентативна для Воронежа. Респондентам было предложено ответить на простенький такой вопросец: "Счастливы ли вы?". Никогда б не поверил, что результаты будут такими, если б не видел их собственными глазами. Безоговорочное "да" было получено от четверти (24,6%) опрошенных, еще 32,8% ответили "скорее, да". Однозначно несчастливых лишь 14,5%, "скорее" несчастливых - 21,4%. Среди молодежи от 24 до 29 лет счастливых вообще (если объединить первые две группы ответов) больше 80%. Немало их и среди людей в летах (старше 50): 42%. Счастливыми себя считают не только 60% (с хвостиком) холостяков, но и 38% разведенных, 35% вдовцов и вдов; не только 88% воронежцев с "хорошим" материальным положением, но и 43% - с "плохим", а 26% - вообще с "бедственным"!
Счастливчиков спрашивали (видимо, чтобы выяснить, хорошо ли они поняли первый вопрос), в чем причина такого их состояния? Самый распространенный ответ (30%) - благополучная семейная жизнь. Многие также вполне счастливы, когда благополучны близкие люди и когда вокруг много хороших друзей. Среди популярных ответов кроме того - хорошее здоровье, стабильная работа, успешная реализация своих замыслов. Лишь 2% респондентов сказали, что счастливы от того, что материально благополучны (хотя при этом непременным атрибутом счастья как такового материальное положение считают аж 64% опрошенных). Парадокса тут никакого нет, 2% - даже много, ведь сколько б ни было денег, их всегда недостаточно.
Очень заинтересовали меня люди (их немало -10%), которые счастливы "без особых причин". Просто - живут и счастливы. Как мотыльки в тихий летний вечерок, как васильки на согретом солнышком поле. Впрочем, что мы знаем о переживаниях мотыльков с васильками? Ученые вон доказывают, что и растения страдать способны...
Стоп, ближе к теме. Поразмыслив надданными соцопроса, я, знаете ли, все же остался при своем изначальном мнении. Хотя бы потому, что отвечавшие, когда их обзванивали, вряд ли листали словари, чтобы выяснить, как в них трактуется понятие "счастье". Не исключаю также, что многих вопрос о счастье застиг в сладкий миг послеобеденной удовлетворенности. И наличие у некоторых опрошенных чувства юмора нельзя отрицать - оно в природе гораздо распространеннее, чем чувство счастья. Наконец, если бы меня вдруг в лоб спросили, счастлив ли я и почему, я бы, пожалуй, тоже ответил: "Да, счастлив-счастлив. Без особых причин. Успокойтесь и отвяжитесь".
Борис ПОДГАЙНЫЙ, дежурный редактор