Власть так долго ждала и готовилась к отставке А.Я.Ковалева, что теперь, когда отставка состоялась, не знает, что с этим "счастьем" делать.
В понедельник на электронный адрес "Воронежского обозрения" пришло официальное сообщение из городской Думы. Цитирую дословно:
"10.11.03. Состоялось заседание Малого Совета Воронежской городской Думы. Депутаты решали, на какое число назначить очередное заседание Думы: 14 или 18 ноября. В повестке дня 39-го заседания городской Думы всего один вопрос -"о выборах главы города Воронежа". Ссылаясь на закон Воронежской области о выборах (статья 12), муниципально-правовое управление Думы называет сроки народного волеизъявления - от 70 до 80 дней после объявления даты голосования. Если заседание городского парламента провести 14 ноября, то у депутатов остается выбор между 25 января и 1 февраля 2004 года. В случае, если Дума соберется 18 ноября, выборы можно назначить только на 1 февраля.
Члены Малого Совета приняли решение провести 39-е заседание Воронежской городской Думы 14 ноября и уже в ходе заседания решить, состоятся выборы главы Воронежа 25 января или 1 февраля 2004 года. Третьего не дано."
Областная исполнительная власть и, если брать шире, воронежская политическая элита вообще так долго ждали и готовились к отставке А.Я Ковалева, что теперь, когда отставка состоялась, не знают, что с этим "счастьем" делать.
"Счастье" - это внеплановые выборы мэра, в сроки удобные только для одной политической силы - КПРФ. "Избавившись" от "мэра-анархиста" глава области Владимир Кулаков имеет все шансы получить мэра-коммуниста. Да еще весьма специфического, каким является профессор-философ Сергей Рудаков. Он же секретарь обкома КПРФ, он же - кандидат в депутаты Государственной Думы по Левобережному округу. О потенциальных "электоральных" возможностях Рудакова чуть ниже, а пока стоит перечислить список потенциальных кандидатов в мэры Воронежа. Наш перечень будет состоять не только из тех, кто так или иначе изъявил желание стать мэром миллионного города, но и тех, о ком известно, что баллотироваться они не будут "100%", но "политическая молва" вносит их в список соискателей мэрского кресла. (В нашем анализе будут приводиться данные двух социологических опросов, проводившихся методом личного интервью: 1) агентство "МеdiaФакт" (6-9 октября, 500 человек); 2) институт общественного мнения "Квапитас" (15-21 сентября, 618 человек).
Во-первых, список "кандидатов от оппозиции" состоит из трех человек: уже упомянутого Рудакова (1957 г. р.), а также депутатов городской Думы экс-коммунистки Галины Кудрявцевой (1945 г. р.) и "внебрачного сына СПС" Александра В. Сысоева (1965 г. р.). Он же - Сысоев-младший. "Внебрачного" потому, что сам СПС, в которой Сысоев состоит, на выборах в Госдуму поддерживает другого кандидата.
Как известно, все трое сейчас баллотируются в Государственную Думу, - т. е., по сути, являются "дважды кандидатами". Сысоев и Рудаков-соперники в Левобережном округе, включающем, напомним, четыре из шести районов Воронежа. Кудрявцева пытается избраться по Правобережному округу, в который входят Коминтерновский (крупнейший район города - 211.000 избирателей) и Советский районы.
Голосование 7 декабря для этой троицы станет моментом истины. Кстати, и Рудаков, и Сысоев-младший, уже заявили о своем намерении баллотироваться на пост мэра вне зависимости от своих результатов на госдумовских выборах. Рудаков со свойственным ему коммунистическим оптимизмом заявил вашему корреспонденту, что сначала выиграет выборы в Госдуму, успеет проголосовать за отставку премьер-министра, а затем станет мэром. "Может, еще и нового премьера успею назначить", - шутит Рудаков.
Можно рассуждать, что для такого рода кандидатов, как Рудаков или Сысоев-младший выборы превращаются - для одного в азартный вид спорта, для другого в хороший вид бизнеса, но изменить ничего нельзя: чем чаще "играешь в выборы", тем более известным ты становишься; чем более известным ты становишься, тем важнее тебе "конвертировать" свою известность во что-нибудь материально осязаемое, а для этого нужно баллотироваться снова и снова.
В отличие от своих "коллег" по оппозиции, Кудрявцева заявлять о своем участии в выборах мэра не торопится. (Называя Сысоева-младшего "оппозицией" мы, конечно, делаем чересчур большое допущение; Сысоев может называться "оппозицией" лишь в том смысле, что Кулаков не будет поддерживать человека, "осваивающего" деньги Ходорковского). Галина Александровна говорит, что будет принимать решение об участии в мэрских выборах "на основе сложившейся ситуации накануне 7 декабря или сразу же после думских выборов". Иными словами, Кудрявцева может и не баллотироваться вовсе. В любом случае, Галина Александровна уже сейчас заявляет две принципиальные вещи: во-первых, Кудрявцева - категорическая противница "Рудакова-мэра", во-вторых, ни к какому кандидату в мэры Галина Александровна "в заместители не пойдет" ни при каких условиях.
Говоря о "дважды кандидатах", необходимо помнить, что они, мягко говоря, не являются фаворитами в своих госдумовских округах, а их потенциальное участие в выборах на два фронта явно не будет способствовать повышению их рейтинга. До 7 декабря им будет сложно отвечать на вопрос избирателей: "Куда вы все-таки хотите попасть - в мэры или в Госдуму?" А после 7 декабря: "Чего же вы претесь в мэры, если народ уже отказал вам в доверии?"
(Анализ предвыборной ситуации накануне госдумовс-ких выборов не умещается в рамки этой заметки. Скажем лишь, что самыми серьезными соперниками Кудрявцевой являются гендиректор "Росагротрейда" Александр М. Сысоев (Сысоев-старший) и действующий депутат Госдумы коммунист Георгий Костин. Рудаков и Сысоев-младший ведут борьбу против самого "раскрученного" политика города Сергея Чижова. И если Чижова можно называть фаворитом, а Рудакова, за счет устойчивого коммунистического электората, "сильным вторым номером", то шансы на победу Сысоева-младшего можно рассматривать лишь теоретически. Как, например, шансы сборной Латвии стать чемпионом Европы по футболу). Тем не менее, Рудаков, не являясь стопроцентным фаворитом в госдумовских выборах, сегодня является таковым, если речь заходит о выборах мэра.
Остановимся подробнее на предвыборном "мэрском" потенциале Сергея Ивановича. Напомним, что три года назад Рудаков стал "бронзовым призером" мэрской гонки декабря 2000 года.
Здесь стоит напомнить итоги тех выборов. Из 774.737 воронежцев, имеющих право голоса, приняло участие в выборах 345.738 человек, или 44,6% всех избирателей. За А. Я Ковалева проголосовало 148.976 человек (43%), за экс-мэра А. Н. Цапина - 73.582 (21,3%), за С. И. Рудакова - 63.430 (18,35%). Остальные три кандидата в сумме набрали менее 5% голосов. Против всех кандидатов в мэры проголосовало 10% воронежцев.
Если брать абстрактную цифру в 18,35% сторонников Рудакова, то этого результата на предстоящих мэрских выборах будет, скорее всего, недостаточно. Но здесь (о, причуды демократии!) в выборный процесс вмешиваются погодно-социальные катаклизмы. "Вытащить" избирателя голосовать второй раз за короткое время, да еще когда вместо предвыборной кампании двухнедельные новогодние каникулы, задача, не решаемая никакими предвыборными технологиями. Едва ли наберется необходимый по Закону минимум в 25%. Вероятность того, что выборы мэра не состоятся вовсе, достаточно велика. Тогда новую попытку придется предпринимать в мае. Но если 25% все-таки придут...
Согласимся с постулатом, что коммунистический электорат -самый дисциплинированный. И тогда результат Рудакова (с условием, что за него придут голосовать ВСЕ, кто голосовал за него три года назад) будет превышать 32%. А вот с этим потенциалом областным властям уже невозможно не считаться. Тем более, что выборы мэра Воронежа, согласно действующему законодательству, проводятся в один тур (губернатора - в два).
А кандидатов, якобы, "железно заручившихся поддержкой Кулакова" - вагон и маленькая тележка. И голоса они растянут между собой.
Ввиду явного смыслового противоречия действующего законодательства, глава области не имеет права открыто агитировать за того или иного кандидата. Если в глубинке губернатору достаточно собрать сельхозактив и недвусмысленно намекнуть (а там уже "команда" автоматически дойдет до каждого коровника), то в миллионном мегаполисе такая "технология" не прокатит. С проблемой "законности" агитации должностным лицом столкнулся в сентябре сам Путин, когда открыто "благословил" Валентину Матвиенко на пост мэра Санкт-Петербурга. Тогда суд чуть было не снял Матвиенко с дистанции. Впрочем, навряд ли прямая поддержка Кулаковым дала бы значительные преимущества потенциальному "счастливчику". Среди жителей областного центра рейтинг доверия у губернатора значительно ниже рейтинга недоверия. (29,4% воронежцев доверяют главе области, и 42,4% - не доверяют, опрос агентства "МediaФакт").
Естественно, одна из стратегических задач администрации области состоит в том, чтобы список потенциальных кандидатов "партии власти" оказался как можно короче. В идеале в бюллетене должна оказаться лишь одна фамилия кандидата, про которого избиратель должен знать: "Это кандидат партии власти".
Технически это сделать совсем несложно, но ведь нужно еще, чтобы кандидат партии власти был человеком в народе мало-мальски популярным. Как минимум, достаточно известным. На раскрутку - времени нет.
И тут вступает в свои права рейтинг "ничего о нем не знаю". У четырех наиболее явно засветившихся кандидатов в мэры этот рейтинг неприлично высок: вице-губернатор Борис Китаев (1966 г. р.), "ничего о нем не знаю" -69,4%, начальник Областного управления торговли и предпринимательства Аркадий Можаитов (1955 г.р.)- 67%, глава Коминтерновского района Иван Образцов (1952 г.р.) - 59,8%. Рядом с ними и нынешний и. о. мэра Евгений Севергин (1957 г.р.) - 60%.
Чуть больше известность у первого вице-губернатора Сергея Наумова -45%, и совсем "хорошо" у Чижова, о существовании которого не подозревают лишь 9% воронежцев. Но ни Наумов, ни Чижов баллотироваться в мэры не будут.
Есть, правда, еще экс-мэр и вице-губернатор по вопросам энергетики и ЖКХ Александр Цапин ("попробуй его позабудь" - забыли и "ничего о нем не знают" -19,4%). Александр Николаевич никаких намеков о своем желании вернуться на старое место работы не делал. Кстати, если бы Цапин был назначен и. о. мэра, к этому одобрительно отнеслись бы 16,8% воронежцев. Это лучший результат в опросе "МediaФакта". Второе место у Сысоева-младшего -15%, третье у С. М. Наумова - 7%, четвертое у Образцова - 6,6%, у всех остальных "претендентов" - менее 3%. Фамилии Рудакова и Чижова в этих опросах не фигурировали, но известно, что их "рейтинг доверия" (в чем-то аналогичный), согласно опросу "Квалитас", составляет: 17% - у Рудакова и 24,5% - у Чижова. Достоверных сведений относительно рейтингов доверия "госпожи-товарища" Кудрявцевой у меня, к сожалению, нет.
Сразу после отставки А.Я. Ковалева, список потенциальных преемников пополнился следующими фамилиями: спикер горДумы Сергей Колиух, бывший первый зам. Цапина, а ныне председатель Областного земельного комитета Дмитрий Жуков, а также экс-глава Центрального района Сергей Кравченко. Это те, "кто желает". Есть еще те, "кого желают".
Естественно, самым выигрышным "стартовым капиталом" для кандидата в мэры является должность руководителя успешно работающего предприятия. Насколько нам известно, в "пасьянсе" Кулакова и его окружения всплывали следующие "карты": Николай Послухаев ("Мебель Черноземья", депутат городской Думы), Святослав Кретов ("Видеофон"), Вячеслав Саликов (ВАСО), Сергей Лукин ("Домостроительный комбинат", депутат областной Думы). Но все они, мягко говоря, в мэры не спешат. Им и так хорошо. С одной стороны, "на уговоры" времени мало, да и слишком много тех, кого уговаривать не надо. С другой -стоит напомнить, что нынешнее губернаторство Кулакова началось с того, что его именно "уговорила" "партхозэлита" области.
Областные власти всерьез изучают кандидатуру самого молодого депутата облДумы 31-летнего Сергея Пойманова, гендиректора "Павловск-гранита". Человека не столь известного, как Саликов или Послухаев, но гораздо более амбициозного в силу возраста. Кроме крупного бизнеса в Павловске Пойманов создал в Воронеже две динамично развивающиеся фирмы: "Павловскгранитжилстрой" и "Павловскгранитдорстрой".
Интересна позиция "главной партии власти" - "Единой России". Руководитель исполкома воронежского "ЕдРа" Алексей Журавлев заявил "Воронежскому обозрению": "Единая Россия" уже почти на сто процентов определилась, кого она будет поддерживать на мэрских выборах. Однозначно - это будет не Севергин". Чем обидел Евгений Михайлович "Единую Россию", сказать трудно. Но, видно, достал сильно.
Сам Севергин - человек, уже занявший кресло мэра в качестве и. о., устраивает, как сегодня представляется, абсолютно всех: и губернатора Кулакова, благодаря "протекции" которого в свое время, стал первым замом Ковалева; и первого вице-губернатора С. М. Наумова, с которым все три года работал по проблеме межбюджетных отношении; и, что не менее значимо - Севергин устраивает подавляющее большинство сотрудников мэрии и глав районных администраций, которые видят в нем залог сохранения своих должностей. Главный "минус" Севергина в том, что его не воспринимают, как "самостоятельного лидера", а видят в нем "вечного первого зама" (Севергин во время губернаторства Шабанова был первым заместителем председателя областного правительства). Да и Севергина такое положение дел вполне устраивало. Никаких попыток "засветиться публично" он не делал. К прессе относился как к неизбежному злу и по возможности ее избегал.
Среди городских руководителей Севергин - полная противоположность главе Коминтерновского района Ивану Образцову. Иван Дмитриевич как будто создан для публичной деятельности. "Дайте в руки мне гармонь" - это про него. Среди всех потенциальных соискателей звания "кандидат в мэры от партии губернатора" Образцов - самый харизматичный. А если учитывать, что в его возрасте (51 год) это едва ли не последний шанс подняться на главную вершину карьерной лестницы, можно не сомневаться - Образцов в сторону не отступит. И считаться с ним придется. Можно было бы описать и достоинства, и недостатки кандидатур Можаитова или Китаева, но, в любом случае, в "партии губернатора" должен остаться лишь один кандидат.
Фраза, вынесенная в заголовок "Кулаков или Рудаков. Третьего не дано", конечно, носит полемический характер. Но суть, на мой взгляд, отражает достаточно точно. Ведь и самому Владимиру Григорьевичу в 2004 году предстоят выборы. Будут ли они в декабре или их перенесут на 14 марта и совместят с президентскими - неизвестно (мэрские выборы совместить с президентскими не позволяет законодательство). Здесь многое, если не все зависит от позиции Москвы. В случае переноса выборов на март, Кулаков становится, по сути, "безальтернативным кандидатом". А вот что произойдет до декабря...
Так что, в мэрской колоде Кулакова к концу января должен появиться такой козырной туз, против которого никакой коммунистический джокер не играет. А поэтому комбинации могут быть самыми неожиданными. "Козырным тузом" губернатора при определенном "раскладе" кроме названных фигур может оказаться и Цапин, и та же Кудрявцева, и кто-то из директоров предприятий.
P.S. Чтобы список тех, кого прочат в кандидаты в мэры, был "совсем полным", стоит упомянуть двух знатных воронежских комсомольцев конца 80-х. Геннадия Макина - вице-президента и руководителя воронежского филиала "Московского индустриального банка" (Макин - в прошлом замминистра сельского хозяйства в правительстве Черномырдина) и вечного кандидата в мэры Василия Кочергина, эта попытка у него может стать третьей, если не считать попытки захвата мэрии летом 1999 года. Впрочем, народ у нас банкиров не любит. Кочергина, видно, тоже.
Александр ПИРОГОВ, учредитель газеты "Воронежское обозрение"