У качества есть имя.
Русский / English
 На главную  Обратная связь  Карта сайта
Сми о нас / 2003 / Сентябрь

Народу нужен застой, а его заставляют болеть за политиков

 Инициативный проект Института общественного мнения "Квалитас", осуществленный в августе текущего года в районах Воронежской области (опрошено 1200 жителей методом личного интервью), дает не только достаточно полное представление об электоральных предпочтениях сельских жителей, но и опровергает ряд распространенных стереотипов.

Прокомментировать данное исследование мы попросили исполнительного директора ИОМ "Квалитас" Александра Романовича.

- Мы привыкли к тому, что во многих средствах массовой информации журналисты, политологи, опираясь на данные всероссийских опросов, рассуждают о том, что рейтинги КПРФ и "Единой России" практически одинаковы, расхождение составляет где-то 1 - 2%, что вполне укладывается в рамки статистической погрешности.

В то же время ассоциация региональных социологических центров "7/89", в которой "Квалитас" представляет наш регион, провела уже три волны межэлекторального мониторинга, ясно продемонстрировавшие, что в 15 крупных городах российских регионов уверенно лидирует "Единая Россия", опережая КПРФ подчас в два раза.

На основании того, что в целом по России рейтинги КПРФ и "Единой России" практически одинаковы, а город отдает предпочтение "Единой России", напрашивался вывод: село - за коммунистов.

Наш опрос показал, что это не так. Впрочем, для нас это не явилось сенсацией, так как подобные исследования мы проводим каждый год. И, например, в прошлом году сельские жители в большинстве своем также готовы были голосовать за центристскую партию.

Наше нынешнее исследование показывает, что в районах Воронежской области "Единую Россию" готовы поддержать 26% жителей, а КПРФ - 21% . Разрыв, конечно, небольшой - 5%, однако он выходит не только за рамки статистической погрешности, но и показывает определенную политическую тенденцию, свойственную всему нашему региону. В городе этот разрыв составляет почти 7%. И если "Единая Россия" побеждает и в селе, и в городе, значит, она побеждает и в целом по области.

- Насколько велик процент тех, кто не собирается идти на выборы вообще?

- В районах нашей области об этом заявили порядка 15% опрошенных. Получается-, что в общем-то 85% населения региона -с разной степенью уверенности -готовится принять участие в выборах. Однако реально на участки придут где-то 50 - 60%, так как заявленная готовность проголосовать всегда оказывается ниже фактической. Например, заявку могут повлиять как погодные условия, так и личные обстоятельства конкретных избирателей.

- Какие еще партии в Воронежской области, кроме КПРФ и "Единой России", на сегодня имеют шанс преодолеть5%-й барьер? Здесь тоже ожидаются сюрпризы?

- Мы привыкли, что сегодня общероссийские опросы называют в числе таких счастливчиков "Единую Россию", КПРФ,ЛДПР, "Яблоко" и СПС.

В Воронеже ситуация несколько иная. Если взять результаты электоральных предпочтений областного центра, то так оно и получается. Но давайте посмотрим на расклад по области. Понятно, что область дружно проголосует за центристскую партию и коммунистов. Но насколько дружно она готова проголосовать за правые партии - СПС и "Яблоко"? Часто их называют "городскими" партиями, и наш опрос подтвердил, что во многом это так. Если в областном центре электорат "Яблока" составляет 5%, а электорат СПС - 8%, то на селе "Яблоко" сегодня берет 2%, СПС - чуть больше 3%.И в целом по региону получается, что 5%-й барьер еле-еле преодолевает СПС. Что касается "Яблока", то рейтинг этой политической организации в целом по региону составляет всего 3%.

Еще одна интересная тенденция, и она касается Аграрной партии. Так, если на селе сторонники "аграриев" составляют почти б %, что вполне естественно, то в городе за них готовы проголосовать 3,6%, что достаточно много. И получается, что в целом по области сегодня за эту партию свои голоса готовы отдать почти 5% жителей. Удастся ли Аграрной партии укрепить и усилить этот результат, целиком и полностью зависит от их работы с избирателями.

А вот что касается Народной партии, которой политологи в последнее время предрекают большое будущее, то в нашей области ее рейтинг более чем скромен и составляет менее 1 %.

- Насколько я вижу, ЛДПР, которую еще в январе практически "списали" в архив, сегодня снова в тройке лидеров.

- Да, многих удивляет стабильная популярность партии Жириновского как в Воронеже, так и в целом по России. Чем это обусловлено? Владимир Вольфович не предпринимал и не предпринимает какие-то экстраординарные или супергениальные пиар-шаги. Не изменился и его имидж.

Все выборы ЛДПР выигрываются на эпатаже в стиле лозунга: "Каждой женщине - по мужчине, каждому мужчине - по бутылке". Так в чем же секрет?

Проводя глубинные исследования, среди прочих вопросов мы изучаем и спонтанную реакцию респондентов на различные партии. И надо отметить, что характеристики "Единой России", СПС, "Яблока", КПРФ отличаются немногим. Почти относительно любой из этих партий звучит один-два, а то и все из этих терминов спонтанной реакции: "чиновничья партия", "бюрократическая", "серая", "скучная", "занудливая", "назидательная". Про КПРФ часто также говорят "красная", про "Единую Россию" - "президентская" и т.д. Когда дело доходит до ЛДПР, первая ассоциация, которая возникает у людей, - "Жириновский" и затем - "яркая", "веселая", "пестрая", "интересная", "прикольная". На фоне всего "серого" любители "яркого" всегда найдутся.

Кроме того, ряд партий сегодня "бронзовеет", растет их бюрократический аппарат, что создает определенную путаницу в умах избирателей. Так, если раньше они знали: есть партия и есть ее лидер, то теперь у некоторых партийных организаций появились политсоветы, причем люди, которые их возглавляют, не всегда являются собственно руководителями партии и т.п. Возникает проблема дележки портфелей и т.п. А вот в ЛДПР борьбы за лидерство нет.

- Ваши результаты говорят не столько о политических симпатиях сельских жителей, сколько и о том, что народ достаточно живо интересуется политикой. Откуда интерес к политике на селе и особенно в эпоху так называемого "путинского застоя"?

- Сначала о "застое". Как показывают наши опросы и исследования других социологических компаний, люди этого "застоя" ждали. И сегодня население получило относительное спокойствие, стабильность. Людям уже не так интересно, что сегодня или завтра "выкинут" власти. Та тревога, с которой вся страна смотрела на прежнего президента с мыслью, выйдет ли он из самолета в очередном заграничном аэропорту, и если выйдет, то чем будет дирижировать, сегодня исчезла. В то же время политика интересует народ, так как сегодня наша власть начинает генерировать идеи, которые небезразличны простому населению. А СМИ, и в особенности телевидение, умело "подогревают" этот интерес, заставляют народ переживать за политические сюжеты. Например, если бы не раскрученность и распиаренность компании ЮКОС, вряд ли обывателей заинтересовал накат на эту компанию. Ну, компания и компания. Однако благодаря стараниям СМИ образ ЮКОСа, который после слияния с "Сибнефтью" оказался на втором месте в мире по добыче и транспортировке нефти, сыграл на струнках великодержавности свойственным жителям России. Наше население до сих пор живет с комплексом граждан сверхдержавы, которые хотят, чтобы наши брали золото на Олимпиаде, летали в космос, чтобы отечественные фильмы удостаивались "Оскара". Люди хотят гордиться своей страной. И в эту картинку очень четко вписывался имидж ЮКОСа. И после ситуации с арестом Платона Лебедева и последующими обысками и т.п. интерес к этой компании у обывателей так или иначе приобрел политическую подоплеку.

В то же время, я хочу подчеркнуть, что стабильность или "застой", о которых мы сегодня говорим, явления относительные. Страна стоит накануне выборов в Государственную Думу. Через несколько дней стартует политическая кампания. И, думаю, разные сюрпризы не заставят себя ждать. Например, по нашим данным, симпатии электората в регионе не отличаются устойчивостью. Это означает, что избиратели могут качнуться как влево, так и вправо. Достаточно большую долю населения может, например, оттянуть на себя блок Рогозина-Глазьева. Так что все только начинается.

В качестве иллюстрации к нашему материалу, я думаю, будет достаточно интересно привести сводную таблицу проекта ИОМ "Квалитас", посвященную партийным предпочтениям жителей нашего региона (в таблице приведены данные только по партиям, чей рейтинг равен и выше 1%).

Если вы выборы состоялись в ближайшие выходные и в бюллетене для голосования были представлены эти партии, то избиратели Воронежской области проголосовали бы следующим образом:

Партия
Воронеж
Область
В целом
"Единая Россия"
24,5%
26,3%
25,6%
КПРФ
17,7%
21,4%
20,0%
ЛДПР
8,9%
9,3%
9,15%
СПС
8,1%
3,3%
5,1%
"Яблоко"
5,3%
2,1%
3,3%
Аграрная партия
3,6%
5,7%
4,9%
Народная партия
0,4%
1,1%
0,8%
Против всех
3,4%
6,0%
5,0%

 

Беседовала,
Лариса СЕМЕНОВА

Источник: Газета "Молодой Коммунар" №99 (11705) 2003-09-06