Институт общественного мнения "Квалитас" закончил обработку очередного опроса сельского населения старше 18 лет. Личное интервью дали 1200 человек. (Выборка репрезентативна по полу, возрасту и образованию.) Итак, в целом 78 процентов сельского населения Воронежской области в той или иной степени не приемлют идею "купли-продажи" сельхозземель. Причем, полтора года назад, такой же опрос дал 74 процента недовольных. И прирост на 4 процента тех, кто отрицательно относится к распродаже нивы, весьма симптоматичен: значит, люди уже осознают, что процесс обезземеливания негативно скажется на их жизни.
Как известно, во всех развитых странах производство сельскохозяйственной продукции интенсивно дотируется. Именно поэтому импортная курятина дешевле отечественной и, естественно, - конкурентоспособнее. Не удивительно, что 85 процентов селян убеждены в необходимости дотирования сельхозпродукции, а значит, и сдерживания цен. Мнение некоторых экономистов, что эта мера антирыночная, не выдерживает критики, потому что самые рыночные (до мозга костей) страны дотируют свое сельское хозяйство.
А вот на вопрос, стоит ли сдерживать цены на сельскохозяйственную продукцию административным путем, мнения между горожанами и селянами разделились. Хотя большинство последних (54 процента) - "за". Судя же по опросу 2000 года сельские жители в два раза чаще возражали против сдерживания цен. Это понятно: хочется продать подороже продукты своего труда. Но тут селянам отказывает логика: если большинство за дотирование, то и сдерживание цен неминуемо. Иначе спираль инфляции окажется неудержимой.
Наши колхозы и совхозы поменяли в основном форму собственности. И хотя они теперь называются сельхозартелями или крестьянско-фермеррсими хозяйствами, суть общинного труда на земле мало изменилась. Поэтому уместен вопрос о будущем, которое ожидает колхозы и совхозы? Следует напомнить, что подобный вопрос был задан еще в 1991 году в СССР, когда повсеместно внедрялся арендный подряд. Потом "Квалитас" повторял его дважды в 2000 и 2003 году. За десять лет (с 1991 до 20000 года) в три раза (с 10 до 30 процентов) увеличилось число тех, кто относит колхозы и совхозы к устаревшим формам организации труда на земле. В то же время в два раза сократилось число оптимистов (с 35 до 17 процентов), убежденных что коллективные хозяйства будут развиваться и совершенствоваться. Численность таких оптимистов убавилась до 15 процентов в 2003 году. Но зато возросло число тех (с 41 до 45 процентов), кто полагает, что колхозы сохранятся не везде, а там, где производство отлажено, и люди довольны условиями труда и оплатой. Этот вывод только подтверждает истину, что нас накормит крупное товарное производство. Оно же и сохранит село.
Много копий в местных СМИ было сломано по поводу экспериментального проекта областной администрации ГУП "Воронежинвест", который был призван удержать от окончательного распада ряд лежачих хозяйств. 39 процентов селян считают, что реализация этого проекта улучшит положение дел в сельском хозяйстве, но 30 процентов -ухудшит. И это разделение мнений понятно, если учесть, что после стольких лет обмана сельских жителей, они крайне недоверчиво относятся ко всем новациям на селе. Хотя никто не против, что возрождаются разграбленные хозяйства, люди получают за свой труд зарплату, в умирающие хозяйства поступила новая техника, увеличилась занятость населения. Особенно это радует сельскую молодежь. ' Подытоживая этот "сельский опрос", можно сказать, что воронежское село созрело к переменам, в известной мере адаптировалось к новым условиям. Там, где не состоялся разор, и там, где он преодолевается, люди живут с надеждой на лучшие времена.