Если кто не знает -14 марта мы будем выбирать не только президента Российской Федерации, но и главу администрации Воронежской области. И если с выборами президента все ясно до такой степени, что, по существу, и писать-то тут не про что, то с губернаторскими выборами получается очень даже непросто. Каков же расклад перед боем, давайте посмотрим.
Было бы, разумеется, верхом наивности полагать, что вы помните поименно всех претендентов на губернаторское кресло. Так что перечислим зарегистрированных кандидатов: депутат Воронежской городской Думы Галина Кудрявцева, действующий губернатор Владимир Кулаков, председатель областной Думы Алексей Наквасин, депутат областной Думы Сергей Рудаков, гендиректор ООО "Галант-2000" Александр Гусев и проректор международного института компьютерных технологий Сергей Попов.
Стало быть, получается шесть человек на одно место. Русская рулетка. Помните такую игру: в револьверном барабане пять гнезд пустых и только в одном -патрон.
Кто у нас патрон - решать, конечно, избирателям. Я же по прочтении этого списка прихожу к выводу, что нынешние выборы проходят по старой схеме: из двух зол - меньшее. Спасение, в сущности, одно: надо отдавать себе полный отчет в том, что выбираешь зло. Ну, во-первых, потому что, экзистенциально рассуждая, любая власть - сама по себе есть зло. А во-вторых, ни один из кандидатов, по моему мнению, не имеет морального права утверждать, что он -добро.
Впрочем, следует оговориться: последнее предположение ни в коей мере не касается Сергея Попова. По той простой причине, что я ничего про этого человека сказать не могу, у него нет публичного политического прошлого, и в этом списке он выглядит человеком случайным. Впрочем, шансы его на успех представляются невеликими, посему, надеюсь, он не обидится, ежели в этой заметке ему будет уделено мало внимания.
Остальные - бойцы опытные, и схватка между ними разворачивается вроде нешуточная. Пишу "вроде бы" потому, что нет никаких гарантий, что кто-нибудь из кандидатов в разгар кампании не снимется с гонки, сделав "политическое" заявление: мол, у меня открылись глаза, и я считаю, что мой соперник имярек - замечательный человек, губернатором может быть только он, и я призываю всех своих избирателей отдать свои голоса за него. Такое развитие событий вполне возможно, учитывая качество нашей политической жизни.
Три с небольшим года назад, во время предыдущей губернаторской кампании, борьбу за пост вели, по существу, два кандидата: Владимир Кулаков и тогдашний глава Иван Шабанов. В тот раз круг реальных претендентов был столь узок по одной, на мой взгляд, причине: дела в области шли из рук вон плохо, и ни у кого не было охоты брать на себя ответственность за депрессивный регион.
Теперь обстановка изменилась - консолидированный бюджет, к примеру, увеличился в три раза; на территории области реализуются кое-какие инвестиционные проекты; оживились некоторые промышленные отрасли; да и в конце концов не все еще украдено -отчего бы, стало быть, не порулить такой областью?
Все вышеперечисленное можно, конечно, отнести к заслугам губернатора Кулакова, но в таком случае мы должны наполнить и другую чашу весов: не удалось, несмотря на все старания, реанимировать авиазавод; положение дел в аграрном секторе по-прежнему остается темным и запущенным; областная власть позволила в течение почти трех лет глумиться над городом Воронежем (транспорт, ЖКХ, собственность) команде прежнего мэра. Были периоды, когда Кулаков вообще напрочь выпадал из местной политической жизни, и ситуацию "разруливали" его подчиненные, а к ним тоже имеется масса претензий.
Но с моей стороны было бы несправедливо увлекаться перечислением губернаторских недостатков. Во-первых, он и так на виду, и вы во всем можете разобраться сами. А во-вторых и в главных, именно на критике Кулакова сосредоточены сейчас четыре его конкурента ?- Наквасин, Гусев, Рудаков, Кудрявцева, а гнать человека вместе со стаей я не считаю для себя возможным.
Ладно бы, Гусев. Тут-то, наверное, все понятно. Бизнесмен, москвич, бывший офицер спецслужб (эта новая формация - из спецслужб в бизнес - выглядит очень занятной). Денег, судя по всему, много. Куда их тратить - его, конечно, дело. Он решил, что ему правильнее их тратить на предвыборную кампанию. Если повезет и станет губернатором, то, надо думать, расходы окупятся с лихвой. Не повезет - уедет отсюда в столицу. И поминай, как звали.
Ладно бы, Рудаков. Должность секретаря обкома КПРФ и воспоминания о том, что при прежнем губернаторе он был большим человеком - заместителем председателя облдумы, членом попечительского совета сомнительного фонда - заставляют его критически воспринимать нынешнего главу. Сергей Иванович, отдадим ему должное, весь срок полномочий Кулакова делал резонерские замечания и требовал соблюдения законности. То есть можно было бы заподозрить человека в последовательности, если бы не мешали воспоминания о том, как, будучи заместителем председателя Думы, он лично подписывал постановление о предоставлении различных финансовых льгот предприятиям и организациям, не имея на то никакого права, поскольку депутаты за эти льготы не голосовали.
Но - Наквасин?! Он-то куда? Он-то три года проработал бок о бок с Кулаковым и за все три года никоим образом публично не подвергал сомнению деятельность администрации области. А ведь контроль за исполнительной властью -одна из главных обязанностей власти представительной. И если сейчас Алексей Михайлович делает заявления, что администрация работала не так, то большую часть ответственности за эту плохую работу он должен взять на себя. Ведь было время все поправить, изменить, настоять на своем.
Когда же прозрение наступает в выборную пору, в искренность этого прозрения верится с трудом. Или не верится вообще.
Мне непонятно, почему заодно с этой компанией оказалась Галина Кудрявцева. Странно даже то, что у нее, женщины небогатой, нашлись почти три миллиона рублей для внесения залога.
Но дело не в этом. А в том, что и она до начала агитационной кампании не была замечена в числе критиков Кулакова. Наоборот, в ходе своей последовательной и справедливой борьбы с администрацией предыдущего воронежского мэра Галина Александровна неоднократно апеллировала к губернатору и защищала его от нападок своих коллег по гордуме. И вот на тебе - такая метаморфоза. Вряд ли Галина Александровна всерьез хочет занять пост губернатора; как человек умный, она понимает, что ее работа - депутатство. Она реализуется именно на этом поприще, за что пользуется авторитетом у многих избирателей. А для того, чтобы работать во власти исполнительной , требуются иные качества. У нас у всех перед глазами пример нового мэра - Бориса Скрынникова. Он был хорошим депутатом, а став главой города, не нашел другого способа борьбы с обильным снегопадом, проще как самому выйти нa улицу с лопатой.
Кстати... 9-12 января институт общественного мнения "Квалитас" провел небольшое исследование, дабы выяснить отношение воронежцев к деятельности губернатора (методом личного интервью опрошены 665 человек по репрезентативной для нашего города выборке). Исследование это дало несколько неожиданные результаты.
Как оказалось (тут, впрочем, . ничего неожиданного нет), Лишь 8,8% горожан довольны положением дел в нашей области. Противоположной точки зрения придерживаются значительно больше - 76,2% (еще 15 % затруднились ответить).
Далее последовал вопрос: "Как вы относитесь к руководителю области - хорошо, плохо или безразлично?" (обратите внимание, фамилия губернатора не называется). Выяснилось, что большинство опрошенных -55.9% - относятся к главе области безразлично. Как мне представляется, это очень даже неплохо, поскольку, если личность руководителя вызывает сильные чувства, неважно какие - позитивные или негативные, это свидетельствует о нравственном нездоровье общества. Еще 17,9% относятся к главе хорошо и примерно столько же - 18,6%-плохо.
А потом начинаются те самые неожиданности. Помните, что большинство недовольны положением дел в области? Помните, что большинству губернатор безразличен? И вдруг оказывается, что 26,9% воронежцев считают, что глава на своем посту сделал для области больше положительного. Лишь 11,9% респондентов утверждают обратное больше трицательного. "Ничего не сделал", - говорят 38,3%. Это, конечно, много, но ведь не идет ни в какое сравнение с количеством недовольных. Еще заметим, что 22,9% затруднились с ответом. И еще одна неожиданность, последняя: вопреки очевидному ("исполнительная вертикаль власти"), очень много - 68,5% опрошенных - полагают, что положение дел в области в большей степени зависит от местной власти. Только 18,6% не имеют розовых очков и говорят то, что видят - "от федеральной власти, в первую очередь, зависит то, что здесь происходит".