У качества есть имя.
Русский / English
 На главную  Обратная связь  Карта сайта
Сми о нас / 2004 / Сентябрь

Власть Тьмы

В 90-е годы во время любых выборов в нашей стране одной из доминирующих тем была тема проникновения криминала во власть. В прессе, в выступлениях представителей правоохранительных структур делались регулярные намеки, что кандидат имярек связан с оргпреступностью и имеет бурное прошлое. Иногда такие выступления давали результаты, чаще - нет.

Однако же с некоторых пор внимание общества к выборам несколько рассеялось. Если судить по прессе, то всех волнует лишь, сколь велик будет процент "Единой России" и какие из "маленьких" партий составят ей компанию. Правоохранители же все больше сами пробиваются во власть. В общем, впечатление такое, что либо криминал уже прочно ассимилировался с властью, либо он просто сошел на нет.

В первое верить не хочется, во второе не верится по определению. Единственные точные данные, которыми мы на этот счет располагаем, - это данные социологического опроса, проведенного в Воронеже 19-22 августа институтом общественного мнения "Квалитас" (опрошены 607 человек, выборка для нашего города репрезентативна). Как легко понять, картина мира в глазах воронежцев выглядит достаточно печальной. И вряд ли это можно объяснить только склонностью горожан к унынию. Колоссальное число респондентов - 59,5% - полагают, что сегодня в органах власти нашего региона людей, связанных с оргпреступностью, больше, чем было в 90-е годы. Еще 18% опрошенных считают, что криминальных элементов во власти столько же, сколько и было (что вряд ли можно считать комплиментарным мнением). И только 5,9% заявили, что гангстеров теперь в органах власти меньше, чем было в 90-е.

Такое положение дел логическим образом породило следующий вопрос социологов: "По вашему мнению, можно или нельзя допускать людей, связанных с криминальным миром, с оргпреступностью, к участию в выборах в качестве кандидатов?". Подавляющее большинство - 87,6% - сказали твердое "нельзя". 6,6% считают, что можно, ничего страшного в этом нет.

При этом 67,5% воронежцев убеждены, что криминальные элементы часто баллотируются в органы власти в нашем регионе, а 15,5% полагают, что редко, но все-таки баллотируются. Только 1,3% уверяют, что бандиты в выборах никогда не участвуют. Таков, стало быть, у нас процент идеалистов. Хотя, скорее всего, это не идеалисты, а люди, которым ни до чего нет дела.

Казалось бы, все ясно. Но тут общественное мнение делает некоторый вираж. Выясняется, что целых 15,5% горожан считают, что при определенных обстоятельствах можно голосовать за людей, связанных с криминальным миром. Конечно, тех, кто полагает, что за них нельзя голосовать ни при каких обстоятельствах, значительно больше - 76,4%, но, согласитесь, 15,5% - показатель очень серьезный.

Оставим в стороне моральную сторону проблемы, сосредоточимся на арифметике. Вот, сравнивайте: 15,5% воронежцев полагают, что бандитов можно избирать во власть; 59,5% тех же воронежцев убеждены, что бандитов сейчас во власти больше, чем в 90-е. Интересно, какие такие инопланетяне этих бандитов туда выбрали? Не в том ли разгадка парадокса, что на вопросы социологов "Квалитаса" люди отвечали, будучи в спокойном состоянии, а когда начинается кампания, они в результате жесткой и массированной агитации теряют способность рассуждать разумно и голосуют по принципу "чума на оба ваших дома"?

Ну и напоследок - "криминальный" рейтинг воронежской власти. Сразу скажем, что на вопрос "В каких органах власти люди с криминальным прошлым встречаются чаще всего?" почти 14% горожан ответили коротко - "везде". Но более всего назывались правоохранительные органы -29,8%. Интересно, что в эти самые правоохранительные органы никаких всенародных выборов не бывает (не Америка, чай, где народ выбирает и шерифа, и прокурора, и судью), а поступают туда люди на службу, причем отбор производится таким образом, что с криминальным прошлым попасть в органы сложно. Так что правильнее, наверное, было бы вести речь о криминальном настоящем.

На второй позиции местные исполнительные органы власти -15,8%. Почетное третье место у депутатского корпуса -14,3%. Показательно, сколь многие (26,3%) затруднились с ответом, ведь в остальных случаях их число было не более 17%. Вот такое получается у нас общество, и вот такая получается у него власть.

Г. ПОЛТАЕВ, дежурный редактор.

Источник: Газета "Воронежский Курьер" №109 (2161) 2004-09-28