Институт общественного мнения "Квалитас" провел репрезентативный опрос воронежцев, имея в виду выяснить, кому из местной власти (чуть не написал - знати) доверяют граждане? Ответ "никому" можно было бы предугадать, но у социологов-то все по науке, с цифрами, а поскольку доверие к науке пока, к счастью, не иссякло, давайте посмотрим на эти цифры.
Опрос начинается с малого - со славного малого, воронежского мэра Бориса Скрынникова. Выяснилось, что доверяют ему 11,4% горожан, скорее доверяют - 17,5%, скорее не доверяют - 25,7%, совершенно не доверяют - 26,7%. Показатели доверия у губернатора Владимира Кулакова почти такие же (разница - в пределах статистической погрешности): 9,1% и 16,5% соответственно. А вот в остальном положение будет хуже мэрского: скорее не доверяют - 26,1%, совершенно не доверяют - 34,6%.
Однако, как показывает опыт, дело, может быть, совсем не в качестве работы. Просто Кулаков уже второй срок исполняет эти свои обязанности, он перестал быть "новеньким", и все прегрешения власти - это в сознании населения его, Кулакова, прегрешения. У Скрынникова в этом смысле есть резервы: посмотрим, сколько горожан откажут ему в доверии к концу срока его полномочий. Пока же почти 15% воронежцев заявили, что попросту ничего не знают о его деятельности (у Кулакова таковых 9,6%). Вот когда узнают, тогда и видно будет.
Социологи в своем опросе не ограничились только руководителями исполнительных структур. Сейчас ведь московские политкомментаторы всем своим многоголосьем уверяют нас в том, что в стране увеличивается влияние партий, что партии играют едва ли не определяющую роль при формировании экономической и социальной политики государства. Бред, конечно, ноте, кто постоянно смотрят телевизор, вполне могут принять это за чистую монету. Правда, время от времени они отрываются от телевизора, и тут их вылавливают дотошные сотрудники "Квалитаса" и спрашивают: "Доверяете ли вы городской организации КПРФ?". И респонденты, подумав (я надеюсь), отвечают: доверяю и скорее доверяю - 20,3%, не доверяю и скорее не доверяю - 52,7%. Тогда социологи задают тот же вопрос в отношении городского отделения "Единой России". Показатели самой преуспевающей в стране партии далеки от блестящих: доверяют ей и скорее доверяют 23,2%, не доверяют и скорее не доверяют - 49,2%. Кто там у нас остался еще в партийных сусеках? Ах, "Родина". Бодрая такая, горластая. Ее показатель доверия - 28,5%, больше чем у других. Но меньше, чем собственный же показатель недоверия - 44,3%.
Ну и что мы имеем на текущий момент, как говорили докладчики на партийных конференциях лет двадцать пять назад? По мне, так результаты опроса свидетельствуют о жесточайшем кризисе власти и соответственно государства. Можно, конечно, списать все на малую политически грамотность, капризный характер и безответственность значительной части населения (и не все здесь будет неправдой), но другого-то населения в стране (уверен, что в других городах результаты аналогичного опроса не будут сильно отличаться; ну, может, Москва только горой станет за своего мэра, но Москва - особая статья, там люди по-другому живут) нет. Вот власть может быть другая, а население - нет. И если оно в большинстве своем властным институтам (мэрам, губернаторам, партиям) не доверяет, то такая власть не может чувствовать себя вполне легитимной. Пусть даже она и избрана с видимым соблюдением всех демократических процедур.
А когда власть не чувствует себя легитимной, то государство делается непрочным. Видимость демократических процедур порождает видимость государства. У нас вроде бы имеются армия, правоохранительные органы, суды и т. д. - но степень доверия к этим государственным институтам тоже крайне низка: от службы в армии - уклоняются, правоохранителей боятся вполне законопослушные граждане, а про то, как у нас судят, и вспоминать не хочется.
Вопрос доверия - это не вопрос веры. Чтобы завоевать доверие, необходимо совершать разумные, бескорыстные и справедливые поступки, приносящие пользу обществу. Причем на протяжении длительного времени, ни разу не сфальшивив. А поскольку этого нет, то складывается полное впечатление, что государство висит на тоненьком волоске. Обрезать который в состоянии даже малочисленная группа очень решительных людей.
Мне могут возразить так: да, народ не доверяет всем государственным институтам, но за одним существенным исключением - президент. У него-то и рейтинг по-прежнему высок (хотя и не так высок, как прежде), и показатели доверия - хоть куда. Ох... Учитывая наш исторический опыт и особенности национального характера, я бы говорил не о доверии к Путину, а о вере в него. А вера - материя тонкая, в любой момент может порваться. То есть и здесь прочности нет никакой. Да и откуда ей взяться, если все упирается в одного человека. С такой ношей одному человеку не справиться, пусть даже он будет гений и чудо-богатырь. А у нас, насколько я могу судить, во главе государства совсем не гений и не чудо-богатырь.
Ну и в чем тогда прочность, откуда ей взяться? Оттуда же, откуда и всегда, - от людей. Чем дальше власть от людей, чем меньше государство служит населению (а обязанность у государства только одна - служить народу) - тем ближе и власть, и государство к краю пропасти. Вот не станет этой пропасти между властью и людьми - тогда и можно будет спокойно заниматься текущими делами.
Герман ПОЛТАЕВ.