У качества есть имя.
Русский / English
 На главную  Обратная связь  Карта сайта
Сми о нас / 2005 / Июль

Развлекатся недосуг?

Развлекательные заведения в Воронеже в последнее время появляются почти так же часто, как аптеки. Что ни день, замечаешь выросшие на остановках и пустырях кафе или казино; периодически открываются новые ночные клубы и даже кинотеатры. Бесчисленным аптекам, правда, отсутствие клиентов не грозит: хочешь не хочешь, но лечиться иногда приходится. А вот посещение мест культурного досуга - дело добровольное, требующее немалых затрат и не приносящее к тому же заметной практической пользы. "Но до чего приятное!" -воскликнет иной любитель развлечений. И то правда. В душе воронежца, выходит, борются гедонизм и прагматизм. Что же в итоге побеждает, выясняли специалисты института общественного мнения "Квалитас".

Оказалось, что подавляющее большинство жителей города (71%) уже больше года не посещали кинотеатры. Правда, у молодых людей (до 25 лет) тяга к зрелищам сильна: из них за это время в кино сходили почти 85%, причем каждый пятый - более шести раз. Годам к тридцати подобные развлечения перестают нравиться 40% воронежцев, после сорока смотреть фильмы только по телевизору начинают еще 20%, а среди пожилых людей в кинотеатр выбирается лишь каждый десятый, да и то раза два в год. Вне зависимости от возраста к таким культпоходам более склонны мужчины, особенно холостые. Людей семейных или вдовых фильмы на большом экране уже не прельщают: им хватает 1-3 просмотров в год. Лица с неполным средним образованием в кинотеатры не заглядывают вообще. Не больше энтузиазма и у воронежцев, находящихся в бедственном материальном положении: 12% из них выбираются в кино не больше пяти раз за год, зато чуть более одного процента людей этой категории живут под девизом "гулять так гулять!" и не ограничиваются даже десятью походами. Кстати, среди тех, кто обеспечен чуть лучше, завсегдатаев почему-то меньше - всего 0,4%. Но, в любом случае, большинство из них (80%) не испытывают желания ходить в кино из-за дороговизны билетов (а может, и из-за сомнительного репертуара). Это давняя тенденция: если за 1998 год ни разу не сходили в кинотеатр 37% воронежцев, то к 2002 году таких людей стало больше на 17%, а к 2005-му - еще на столько же.

В ресторанах за последний год побывали менее 15% воронежцев, завсегдатаев среди них и вовсе ничтожно мало - 1% (это те, кому удалось "культурно" отобедать более 10 раз в год). Хотя бы пару раз в течение года в ресторан приходит каждый десятый воронежец. Женщинам такая возможность предоставляется чаще. Основные посетители ресторанов моложе ,30 лет, имеют высшее образование, хорошо зарабатывают. Среди малообеспеченных воронежцев также находятся те, кому удается 2 - 3 раза в год с шиком поесть вне дома. Холостые респонденты наведываются в рестораны на 20% чаще, чем состоящие в браке; подавляющее большинство вдовцов себе в таком удовольствии отказывают. Домашняя еда больше по душе и по средствам тем, кому за сорок, но, если верить статистике, лет в 50 - 60 у некоторых людей все же появляется желание полакомиться в ресторане. Эту идею, правда, пожилые воронежцы реализуют не чаще 1 - 5 раз в год, а после шестидесяти лет она приходит и вовсе к единицам. В особые условия поставлены руководители воронежских предприятий. Особенности российского делового этикета таковы, что официальные переговоры ведутся не в деловой обстановке, как на Западе, а именно за обедом. Поглощающий пищу клиент или партнер настроен благожелательно, да и вообще - как не попотчевать гостя?! Так и получается, что большинство (57%) воронежских бизнесменов вне зависимости от возраста за последние 12 месяцев посетили рестораны в среднем от трех до десяти раз.

Популярность театров продолжает падать. Если в 1998 году ни разу не были в них около 30% горожан, а в 2002-м - почти половина, то за последний год театры посещали лишь 18% воронежцев. Причем две трети от этого количества составили те, кто насладился высоким искусством от силы пару раз. Заядлых театралов в городе набирается 0,3%. Зато любовь к театру они сохраняют на всю жизнь: более 10 раз спектакли смотрели те, кому от 40 до 50 лет, и те, кому больше 60. Число последних среди театралов, кстати, невелико, но "показатели активности" на фоне остальных возрастных групп впечатляют. Чаще всего в театре можно встретить воронежцев 25 - 30 лет, но, к сожалению, подобные культпоходы они совершают 1-2 раза в год. Во многом на посещаемости театров отражается неудовлетворительное материальное положение горожан. Хотя и бедствующие умудряются порой накопить на билеты: таких людей 3 -10%. С ростом благосостояния их число вырастает до 20 - 35%. Важен и уровень образования. Тогда как имеющие неполное среднее не видят для себя пользы в посещении театров, граждане с высшим образованием ходят на спектакли относительно часто. Определенное снижение посещаемости театров наблюдается у воронежцев после заключения брака, зато при этом возрастает количество тех, кто бывает там более 10 раз. Скорее всего, родители сопровождают на детские спектакли своих чад: число походов в театр увеличивается на 10%, если в семье появляются маленькие дети.

В воронежские казино, ночные клубы, развлекательные центры за последний год удалось привлечь почти 60% молодых людей (18 - 25 лет). Постоянными посетителями сделались лишь 13% из них, каждому пятому из приходивших туда хватило одного-двух раз. Подобный отдых не особенно привлек горожан 40 - 60 лет, однако и среди них нашлись 1,5% любителей, которые побывали в развлекательных центрах более 10 раз за год.

Наибольшую радость в посещении таких заведений обычно находят люди со средним образованием. Отсутствие семьи также может способствовать походам в ночной клуб -люди (52%) надеются завести там приятное знакомство. Возможно, этим же объясняется и любовь к клубам, проявляемая разведенными воронежцами. Среди тех, кто уже связан узами брака, на такое решаются лишь около 9%. Но наличие детей до 18 лет может стать стимулом для посещения развлекательных центров -ведь в них часто предусмотрены возможности для отдыха всей семьей. Бывают там и многие руководители воронежских предприятий (57%). Однако больше всего завсегдатаев ночных клубов и казино среди студентов (18%) -если, конечно, у них состоятельные родители.

Итак, молодому, хорошо обеспеченному, в меру образованному и не слишком обремененному семьей воронежцу есть где разгуляться на досуге. Одно смущает: не так уж и много у нас горожан с такими характеристиками.

Татьяна ТКАЧЕВА.

Источник: Газета "Воронежский Курьер" №82 (2277) 2005-07-26