У качества есть имя.
Русский / English
 На главную  Обратная связь  Карта сайта
Сми о нас / 2005 / Ноябрь

Вопросы Губернатору

Благодаря институту общественного мнения "Квалитас" жители Воронежа получили возможность задать волнующие их вопросы губернатору Владимиру Кулакову. То, о чем горожане спрашивали главу администрации области, затрагивало практически все важнейшие сферы жизни. Однако ответов на поставленные населением вопросы пока нет.

"По совести ли вы правите?"

С 7 по 17 октября институт общественного мнения "Квалитас" провел весьма любопытное исследование умонастроений городских жителей. Методом личного интервью было опрошено 602 человека, которые отражают весь социально-демографический состав населения Воронежа. Каждому респонденту было предложено задать губернатору Воронежской области только один вопрос. Самый, так сказать, важный. Как отмечают специалисты "Квалитаса", опрошенные воронежцы не были ограничены какими-либо рамками в своих ответах. То есть могли спрашивать у губернатора о чем угодно. И надо признать, горожане не растерялись - спросили. Причем в этих вопросах - практически все важнейшие проблемы региональной экономики. Затруднились с выбором подходящего вопроса Кулакову только 43% респондентов (много, конечно, но всё-таки не большинство).

Прежде чем мы начнем подробно рассказывать о том, что спросили воронежцы у губернатора, отметим, что ряд заданных власти вопросов в равной степени можно адресовать как мэру города, так и губернатору области. Поэтому сначала о темах, общих для городской и губернской власти. Итак, ремонт дорог (8%), решение жилищного вопроса (3%), повышение квартплаты (3%), возрождение промышленности (2%), качество работы коммунальных служб (2%), трудоустройство населения и повышение зарплаты (4%), повышение пенсии (2%), рост цен, в том числе на сельскохозяйственную продукцию (2%), состояние здравоохранения (2%), социальная защита населения (2%) охрана детства и материнства (2%) борьба с преступностью (2%) воспитание молодежи (1%), повышение стипендии студентам (1%}, экологическая обстановка (1%) и другие.

Кого-то из опрошенных горожан волновали вполне конкретные вопросы (3%). Например: "Сколько вы зарабатываете?". Другие хотели бы получить ответы на вопросы более общего характера (3%): "Что вы сделали для облегчения жизни горожан?", "Как будем жить дальше?", "Когда закончится беспредел власти?", "Думаете ли вы о простых людях?", "По совестили вы правите?", "Почему низкий уровень культуры у населения?", "Как ваше здоровье?" и т.д.

Весьма показательно, что среди перечисленных выше вопросов многие касаются, казалось бы, сугубо городских проблем (дороги, повышение квартплаты, качество работы коммунальных служб). Однако жители Воронежа адресуют эти свои вопросы не только мэру Борису Скрынникову, но и губернатору Владимиру Кулакову. Это означает, что городское население вполне осознает, что ряд проблем муниципального хозяйства градоначальник не может решить без административного или финансового содействия со стороны областного руководства. Действительно, только очень наивные люди могут серьезно полагать, что мэру подвластны в городе все сферы жизни.

Тут можно вспомнить иностранных студентов, которые после прошлогоднего убийства студента из Гвинеи-Бисау Амару Лимы требовали от Бориса Скрынникова навести в городе порядок и немедленно поймать преступников. Иностранцу и впрямь трудно понять, почему в распоряжении мэра среднестатистического российского города есть разве что снегоуборочные машины. А следственные, оперативно-розыскные и карательные структуры - все сплошь в подчинении федеральных ведомств. Всё, что может сделать любой российский мэр для борьбы с уличной преступностью, -это как можно лучше осветить улицы. Но эта задача решаема только при условии, что муниципальному бюджету вышестоящие власти дали достаточную доходную базу. Воронеж, точнее его население, давно вызывает раздражение (а подчас и ненависть) у областных чиновников: как же, на выборах в облдуму горожане "опустили" партию власти - "Единую Россию" ниже плинтуса, да и на последних губернаторских выборах воронежцы очень неохотно голосовали за Владимира Кулакова. Так что мстить городскому населению у правящей в области номенклатуры есть за что. Отсюда и состояние финансовой блокады, в котором периодически оказывается муниципалитет.

"Тяжело ли жить с ворами?"

А теперь о вопросах, которые жители Воронежа задали непосредственно главе области. Их можно сгруппировать по темам.

Сельское хозяйство (5%). Один из самых распространенных вопросов Владимиру Кулакову: "Когда сельское хозяйство станет прибыльным и селяне получат реальную помощь?" Тут справедливости ради нужно сказать, что гарантировать рентабельность сельского хозяйства, равно как и любой другой отрасли производства, губернатор не может. Агропромышленный комплекс зависит и от непредвиденных капризов погоды, и от конъюнктуры сложившихся на рынке цен, и от политики федеральной власти, и от множества других факторов, областной администрации не подвластных. Воронежцы это скорее всего понимают и в своем вопросе выразили, наверное, своё неравнодушие к проблемам сельских жителей. Хотя явно критический акцент в данном вопросе может говорить также о том, что чиновникам областной администрации не удалось скрыть от внимания горожан многочисленные и весьма громкие скандалы, разразившиеся вокруг нескольких аграрных проектов областной власти.

Да и как скроешь 1 миллиард рублей, который был взят в кредит в коммерческих банках под гарантии областного бюджета и бездарно "угрохан" на "Воронежинвест" - проект, так широко разрекламированный губернатором и его окружением и давший практически нулевой экономический эффект. Созданное обладминистрацией предприятие "Воронежинвест" обанкротилось и стало символом бестолковой траты колоссальных финансовых ресурсов в интересах одного из чиновничьих кланов, окружающих главу области. Пока "спасители села" осваивали 1 миллиард, город задыхался от безденежья. Так что интерес воронежцев к аграрной политике" областного руководства неслучаен: обидно, знаете ли, видеть, как одни закапывают в чернозем лишние миллиарды в то время, когда другие едва наскребают деньги на ремонт дорог и подготовку к отопительному сезону.

О транспорте (2%). Дорожно-транспортные проблемы нашли отражение в следующих вопросах воронежцев губернатору: "Как решаются транспортные трудности?", "Когда снизятся цены на бензин?", "Где деньги от транспортного налога?" Последний вопрос, как нетрудно догадаться, задавали те горожане, кто недоумевает: почему транспортный налог они выплачивают исправно, а качество дорог не улучшается.

Что в данном случае поражает, так это удивительная точность, с которой жители Воронежа адресуют свои дорожные претензии. Попали, что называется, в самое "яблочко", не бровь, а в глаз. Все сотрудники редакции "ВВ" с удовольствием присоединились бы к всем, кто спрашивает: где, конце-то концов, деньги с транспортного налога? На самом деле они известно где -областном бюджете. Да-да, уважаемые читатели, мы уже неоднократно рассказывали о транспортно-налоговом бреде, в котором весь нынешний год пребывала Воронежская область. Чем, если не помрачением чьего-то сознания, можно назвать ситуацию, когда весь транспортный налог, собираемый на территории Воронежа, полностью уходит в бюджет области? И на эти денежки, наверное, что-то и где-то ремонтируется. Что и где - никто толком не знает.

Известно только, что городская администрация, не имея источников для финансирования дорожно-ремонтных работ, была вынуждена прибегать к самым разнообразным экономическим и административным ухищрениям, чтобы залатать хотя бы те городские дороги, по которым уже совсем невозможно было проехать. Весь год мэр Борис Скрынников призывал областное руководство к здравомыслию и требовал справедливого и разумного распределения средств от транспортного налога по принципу "где собрал - там и потратил". Жаль, что нынешний год в этом плане оказался провальным. Но Скрынников упирался не зря: в следующем году транспортный налог, собранный на территории города, в полном объеме будет тратиться на ремонт городских же дорог, а не проселков, по которым в день проезжает две-три машины.

Газификация (1%). Одни люди спрашивали: "Когда в регионе будет проведен газ?". А другие интересовались: "Можете еще что-нибудь сделать, кроме газификации?". В последнем вопросе явственно слышится ироническое отношение городского населения к помпезно распропагандированной газификации Воронежской области. Действительно, было время, когда стоит включить воронежские новости на ВГТРК, и непременно увидишь либо самого губернатора с факелочком, либо его заместителя Цапина, курирующего топливно-энергетический комплекс. Накал славословия в СМИ областного подчинения доходил порой до такого уровня, что казалось: небо грохнется на землю, коровы перестанут мычать, а куры - кудахтать, если в очередную деревню не придет пресловутое "голубое топливо".

Сразу отметим, что газ нашему селу действительно нужен. Но такой ли ценой? Сколько уже говорилось о том, что вопреки указаниям главы областной администрации о том, что газифицируемые селяне не должны тратить на это дело более 25 тысяч рублей, - реальные расходы сельского населения на подведение труб низкого давления к своим подворьям намного выше (в некоторых случаях они достигают 50-70 тысяч рублей). А сколько издевательств претерпели люди, поверившие обещаниям чиновников скоро завершить работы и разломавшие угольные печи: с наступлением холодов они ни погреться не могли, ни поесть приготовить. Более того, раскошелиться на газификацию сел Воронежской области чиновники заставили даже жителей города. Если кто-то забыл, то мы напомним: в январе 2006 год в очередной раз вырастет тариф на газ для населения - предположительно на 18 процентов. Вообще-то, должен бы на 12 процентов, просто лишние 6 процентов станут своего рода "газовым" налогом на городское население, средства от которого помогут структурам бедного и несчастного "Газпрома" сэкономить издержки на прокладку сетей высокого давления. И платить за газификацию деревень будут все - и селяне, и горожане. Вот в такой области мы живем, уважаемые читатели, и такие у нас правители.

Вопросы-требования (2%). Эти вопросы воронежцев губернатору - скорее руководство к действию: "Когда для детей сделают площадки во дворах?", "Почему плохо работает воронежское телевидение?", "Когда будет беспроцентное кредитование?", "Кто отвечает за состояние учебных заведений?", "Когда в Воронеже организуют апелляционные суды?", "Почему лечение наркомании платно?", "Когда будут лучше заботиться о ветеранах?".

Вопрос о ветеранах горожане задали неслучайно. Все помнят 100 рублей которые областная администрация бросила ветеранам труда в качестве компенсации вместо отмененных льгот. Только под напором массовых акций протеста губернское начальство пошло на незначительное повышение денежных выплат. Что же касается "беспроцентного кредитования", то можно предположить, что горожан волнует прежде всего недоразвитость ипотечного кредитования. Сколько бы высокопоставленные чиновники, отвечающие за строительный комплекс, ни разглагольствовали о "доступности жилья" - мало кто из среднеобеспеченных жителей города может взять кредит на приобретение квартиры. Первоначальный взнос велик, да и проценты - "зверские". В соседних регионах (например, Белгородской области) ипотека куда более приближена к населению и его реальной платежеспособности.

О взаимоотношениях с мэром (1%). Противостояние областной администрации воронежскому мэру благодаря СМИ стало предметом- интереса со стороны горожан, и это не могло не отразиться в их вопросах к губернатору Владимиру Кулакову: "По каким вопросам у вас разногласия с мэром?", "Почему вы не любите мэра города Воронежа?".

Что характерно, воронежцы спросили главу области не конкретно о мэре Скрынникове, а вполне абстрактно - о мэре вообще. И снова удивительная политическая точность спрашивающих! Ведь правящие в области круги "торпедировали" не только Скрынникова, избранного горожанами вопреки усилиям обладминистрации и задействованным ею ресурсам. До этого была чудовищная информационная война против мэра Александра Ковалева, который тоже не хотел обслуживать финансовые интересы областной номенклатуры и стоящих за ней влиятельных коммерческих структур.

Областной администрации будет неугоден абсолютно любой мэр, который придет на эту должность, не будучи связанным с ней коррупционными отношениями. Самостоятельный градоначальник - не назначенный кучкой депутатов городской Думы, а всенародно избранный и располагающий значительным кредитом народного доверия -будет стараться реализовать свою программу действий, поддержанную избирателями. Ему не за что будет расплачиваться с местными олигархами городским бюджетом и муниципальной собственностью. Именно это мы имеем в случае со Скрынниковым. И именно поэтому воронежцы еще долго будут спрашивать у губернатора, почему он не любит мэра города Воронежа.

Финансовые вопросы города и области (3%). Отрадно, что периодически вспыхивающие в СМИ дискуссии о бюджетной дискриминации Воронежа со стороны областных властей не прошли мимо общественного мнения. Благодаря социологам "Квалитаса" горожане смогли спросить у губернатора Владимира Кулакова: "Когда у города будет достаточный бюджет?", "Куда пошли деньги из бюджета?", "Когда повысится доля города в финансировании из федерации?". Кроме того, воронежцам хотелось бы знать: "Куда дели субсидии?", "Куда идут налоги с квартир?". И вообще: "Почему область отделена от города?".

Тут, собственно, и комментировать нечего. Вопросы горожан всё сказали сами за себя.

Проявления негатива (5%). Говорят, в некоторых продвинутых западных фирмах существует специальная комната для рядовых сотрудников, где они могут "выпустить пар", если гневаются на своего начальника. Воронежцы "выпускали пар" посредством таких критических вопросов: "Когда начнете заботится о благоустройстве области?", "Когда начнете работать?", "Вам с ворами не тяжело жить?", "Когда перестанете обогащаться за счет народа?", "Когда законы будут осуществляться на практике?", "До каких пор наша область будет коррумпирована ?".

Просто любопытство (1%). Вопросы такого рода могли быть адресованы не только губернатору, а любому человеку, чья жизнь вызывает общественный интерес: "Почему вы оставили КГБ?", "Когда подумаете о своей душе?", "Когда научитесь разговаривать?" и т.д.

Исследование, проведенное институтом общественного мнения "Квалитас", представляется очень полезным. Когда сильные мира сего совсем окукливаются в своих дворовых интригах, самое время дать подданным возможность высказать и даже выкрикнуть всё, что они думают о правителях. Тем более что, кроме словесно-митинговых, никаких других возможностей повлиять на выбор будущего губернатора у населения не осталось. Кому руководить Воронежской областью, определит теперь президент Путин, а не избиратель. Так что задавайте, уважаемые читатели, свои вопросы власти почаще. Пока вас хоть кто-нибудь слышит.

Что воронежцы советуют губернатору: В ходе опроса жителей Воронежа институт общественного мнения "Квалитас" предложил респондентам ответить на такой вопрос: "Если бы вам представилась возможность дать губернатору какой-нибудь совет, что бы вы ему посоветовали?" Наиболее распространенными советами горожан губернатору стали эти: "Быть ближе к народу, повернуться к нему лицом" - 7%; "Уйти в отставку" - 6%; "Лучше выполнять свою работу" - 6%; "Улучшить жизненный уровень населения" - 5%; "Скоординировать работу городской и областной администраций" - 4%; "Создавать новые рабочие места, возродить промышленность" - 3%; "Меньше воровать" - 3%; "Решить проблему плохих дорог в городе" - 3%; "Решить кадровый вопрос в администрации, набрать новую команду" - 3%; "Выполнить предвыборные обещания" - 2%; "Обратить внимание на пенсионеров" - 2%; "Решить проблему ЖКХ" - 2%; "Решить проблему общественного транспорта" - 1%; "Не ждать советов из Москвы" - 1%; "Быть справедливым" - 1%; "Решить проблему здравоохранения" - 1%.

Роман СИНИЦИН.

Источник: Газета "Воронежские Вести" №45 2005-11-09