Измерение политических рейтингов все больше теряет смысл. Ну что там, в самом деле, измерять? Никого, кроме Путина, большая часть электората в президентском кресле видеть не желает (хотя, если верить Конституции, время его подходит к концу), с партией избиратели тоже явно определились и готовы голосовать за "Единую Россию" до тех пор, пока на этом настаивает телевидение, а право выбора губернаторов президент взял да и отнял у населения, так что тут рейтинг вообще ни при чем. До него, населения, как до жирафа, только сейчас, похоже, доходит, что это не совсем правильно, да поздно - поезд ушел.
В октябре прошлого года и сейчас институт общественного мнения "Квалитас" задавал воронежцам один и тот же вопрос: "Вы одобряете или не одобряете новую систему формирования региональной власти, при которой глав регионов избирают не всенародным голосованием, а региональными парламентами по представлению президента?". Год назад полностью одобряли эту путинскую новацию 23% респондентов, теперь -только 16%, скорее одобряли -26% и 23% соответственно. На противоположном фланге динамика иная: в прошлом году президентскую инициативу совершенно не одобряли 13%, в этом - уже 22%. Столько же - 22% -тех, кто скорее не одобряет эту "реформу", а год назад их было только 18%.
Вообще-то так часто бывает: все, что предлагает Путин, сначала встречается обществом на ура, будто президент наш горазд на откровения, и только потом, спустя время, люди начинают чесать затылки: а в чем, собственно, дело? Вот чем, в данном случае, можно объяснить перемену настроений? Не исключено, что тогда, год назад, значительная часть населения поддерживала президентскую инициативу из-за чувства благодарности к Путину: мол, спасибо, барин, избавил от хлопот, а то так надоело голову ломать на этих выборах. И только теперь до некоторых стало доходить, что хлопоты эти не пустые, что лучше все-таки вершить свою судьбу самому, а не передоверять это важное дело другому.
Может быть, штука еще и в том, что в прошлом году многие надеялись, что Путин вмиг поменяет по всей стране опостылевших (но, на всякий случай, избранных населением) губернаторов и посадит вместо них своих маленьких клонов, и заживем мы все, как живут люди в Москве, если верить телевизору, - богато и праздно. Но быстро выяснилось, что никаких новых людей в кармане у Путина нет, и вся его инициатива сводится к тасованию одной и той же затертой номенклатурной колоды. Власть и без того была страшно далека от народа, а стала еще дальше. Правда, сделалась ближе к Путину, но от народа-то - ушла, факт. Не все хотели думать об этом год назад, а теперь им деваться некуда. Вот и пополняются ряды тех, кто "совершенно не одобряет".
Ну и еще воронежцам, наверное, обидно: вон сколько губернаторов по стране прошли процедуру переназначения, а у нас все никак. Ну не бежит Владимир Кулаков на поклон в администрацию президента, не просит нижайше оказать ему высочайшее доверие, более того - заявляет даже, что если президент ему лично скажет: мол, пора на покой, тогда он уйдет, а так - нет. А ведь хочется электорату чего-нибудь (кого-нибудь) новенького. А Путин этого новенького не дает, поэтому и отвечают воронежцы: "совершенно не одобряю".
Между тем стоит напомнить, что за последние полтора года Кулаков дважды подтвердил свою полную легитимность: сначала, когда выиграл губернаторские выборы, и потом, когда возглавляемая им "Единая Россия" одержала победу на выборах в облдуму. Конечно, эту победу оппозиция ставит под сомнение, но ни в каких судах она ничего не доказала, так что разговор этот пустой. За оппозицией, по-хорошему, тоже глаз да глаз нужен, там те еще ребята состоят. Недавно оппозиция воронежская так прямо и заявила: пора, дескать, Кулакову в отставку, а уж фамилия того, кого можно предложить президенту на его место, у нас есть, только мы эту фамилию не назовем, иначе "съедят" этого человека.
По-моему, какую бы фамилию наши оппозиционеры не имели в виду - толку в этом чуть. Наблюдая за политической жизнью области уже более десяти лет, я с легкой душой могу сказать: управленческих гениев ни во власти, ни в оппозиции не имеется. Ну, не завелись они на нашей территории. Поэтому, в любом случае, возможен лишь обмен шила на мыло.
У оппозиции, между прочим, был выдающийся шанс показать, на что она способна: город Воронеж после победы на мэрских выборах оказался в ее руках. И что мы видим? Последовательное запустение городского хозяйства, сопровождаемое пропагандистским плачем по поводу отсутствия в муниципальной казне денег. Чего ж вы так рвались к этой казне, если там денег нет?
Но вернемся-таки к рейтингу. Отмечая тенденцию к выздоровлению электората, мы вынуждены признать, что выздоровление это неполное. Настолько неполное, что речь, может быть, идет о другой болезни - еще более запущенной. Социологи "Квалитаса" спросили горожан: "Скажите, пожалуйста, насколько вы будете удовлетворены в случае, если губернатором Воронежской области будет назначен один из нижеперечисленных политиков?". "Нижеперечисленных политиков" было семь штук. Степень удовлетворенности оценивалась по семибалльной шкале, от -3 (полная неудовлетворенность) до +3 (полное удовлетворение). Сразу скажем, что наиболее равнодушны воронежцы оказались к депутату Государственной думы Александру Сысоеву, первому вице-губернатору Сергею Наумову и главному федеральному инспектору Павлу Кораблеву.
Самые сильные отрицательные эмоции опрошенные выказали при упоминании Владимира Кулакова и экс-губернатора Александра Ковалева. А более всего воронежского народу было бы удовлетворено, если бы Путин назначил губернатором депутатов Госдумы Дмитрия Рогозина или Сергея Чижова. Путин, предлагающий Чижова, - эта процедура, по-моему, достойна того, чтобы быть запечатленной на холсте. Маслом.
Так что, похоже, насчет выздоровления электората я все-таки погорячился.
Герман ПОЛТАЕВ.