Помнится, в советские времена был такой лозунг "Планы партии -  планы народа". Как и большинство лозунгов той поры, он был лишен какого бы то ни  было смысла, поскольку народ, пусть и состоя некоторой своей частью в партии,  жил все-таки совершенно отдельной от партии жизнью.
Теперь нам говорят, что в стране происходит укрепление партийной  политической системы. Мол, партий у нас такое количество и такое разнообразие,  что каждый может выбрать себе по вкусу. Есть, мол, за кого голосовать и даже -  при желании - куда вступить.
Насчет разнообразия и желания у меня имеются определенные сомнения.  Которые только укрепил опрос, проведенный в Воронеже институтом общественного  мнения "Квалитас" по репрезентативной для нашего города выборке. Опрос показал,  что только 1,3% респондентов уже являются членами какой-нибудь партии. Еще 4,2%  признались, что хотели бы в партию вступить. Зато 91,2% заявили, что у них нет  никакого желания состоять в какой-либо партии. Столь массовое единодушие  социологические опросы выявляют редко. Ничего себе репутация у нашей партийной  системы. Получается, люди от нее шарахаются как черт от ладана.
Впрочем, у нас же демократия, поэтому мы обязаны выслушать мнение  меньшинства. 4,2% имеющих намерение вступить в какую-либо из партий - это ровным  счетом 26 человек из 625 опрошенных. Восемь из этих 26 сказали, что готовы  вступить в КПРФ, по семеро - в ЛДПР и "Единую Россию", двое - в партию  пенсионеров (видать, им невдомек, что эту партию уже поглотила "Справедливая  Россия"), один - в "Яблоко". Еще один заявил, что готов примкнуть к "Нашим", ну  да это вообще не партия.
По роду деятельности мне нередко приходится слушать, как местные  партийные вожди клятвенно заявляют, что в их ячейках состоят тысячи человек.  Опрос показывает, что все это имеет такое же отношение к правде, как  приснопамятный лозунг "Планы партии - планы народа". То есть у вождей, наверное,  имеются всяческие списки и заявления с подписями (без этого их партии не должны  быть зарегистрированы), но народ-то в своем участии в партиях не признается.  Такой, стало быть, у партий авторитет.
Тут самое время вспомнить, что первоначальное значение слова  "партия" - часть. В нашем случае уместно вести речь об очень малой (я бы даже  сказал - исчезающе малой) части. Нам всем было бы полезно помнить об этом, когда  мы видим, как на экранах телевизоров партийные вожди надувают щеки. У них нет  никаких оснований для такой важности и нет никаких прав говорить от лица народа.  Только от очень малой его части.
 
Герман ПОЛТАЕВ.