СМИ неугодны, естественно, своими критическими выступлениями и "вольностями". Вот пример такой "вольности". Рассказывая о конфликтной ситуации на Центральном рынке, обозреватель "Воронежского курьера" Андрей Цветков написал о мэре Скрынникове: "Видимо, Борис Михайлович еще до конца не осознает, что многие воронежцы давно уже разуверились в силе мэрского слова". Такое предположение легло в основу судебного иска градоначальника с требованием опровергнуть высказывание, которое "ставит под сомнение" репутацию не только его, но и всей мэрии.
Между тем можно напомнить данные соцопроса, опубликованного не так давно "Коммуной": только 25,4% воронежцев заявили институту "Квалитас", что мэр "справляется" или "скорее справляется" со своими обязанностями. У меня такое ощущение, что чиновники, включая мэра, прикрываются статусом органа власти как ширмой и боятся лично нести ответственность за свои обещания, - считает директор, ведущий юрист Центрально-Черноземного центра защиты прав СМИ Галина Арапова.
И при этом, - хочется добавить, - эти люди весьма ценят себя и свои "материальные издержки". Мэр Скрынников счел нужным даже ходатайствовать перед судом о "ненанесении" ему "убытка" госпошлиной в размере... "100 рублей по "делу Цветкова".
А вот депутат и директор одного из муниципальных учреждений учинил редакции "Коммуны" иск в сумме... 1 миллион рублей за публикацию о нем "сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию". При этом суть критического материала он не опровергал, а просто "поставил под сомнение" второстепенные факты, которые нужно подтвердить документально или свидетельскими показаниями. Пока всё это будет представлено в суд, глядишь, и выборы в Госдуму состоятся, куда явно метит этот господин.
Еще один депутат и бизнесмен, тоже собравшийся в Госдуму по партсписку, пришел в редакцию и заявил: "Вы чего ко мне пристали? Вы чей заказ на критику выполняете? Может, вам денег дать?"
Человеку невдомек, что кто-то может честно работать. А вообще-то, юристы "Коммуны" постоянно ведут несколько дел по необоснованным искам и, как правило, выигрывают их.
Для обуздания воронежских журналистов в ход идут и методы, которые, казалось, давно канули в Лету. Например, раньше широкую практику имели "сигналы трудящихся". Вот пример. Недавно в редакции газеты "Экономика и жизнь - Черноземье" побывали... сотрудники ОБЭП РУВД Коминтерновского района. Они хотели произвести выемку финансовой документации по заявлению... инженера строительной фирмы. О деятельности этого 000 журналисты неоднократно публиковали статьи критического характера.
Упомянутая выше Галина Арапова обратилась в облпрокуратуру с просьбой о прокурорском реагировании на столь вопиющий факт. Надзирающий орган, полагаю, мог бы заинтересоваться и другим "пикантным" моментом. На днях в "Коммуне" раздался звонок представителя известного депутата, спонсирующего выпуск столь же известной газеты:
- А нельзя ли с вашей редакцией заключить договор о том, чтобы вы не критиковали нашего депутата? У нас, к примеру, есть договор не писать ничего плохого про...
Далее прозвучал орган исполнительной власти, а "стоимость услуги" была названа "вопросом, требующим дополнительного согласования".
Не хочется верить, что такая "свобода прессы" в принципе возможна, но на Интернет-сайте www.prs.ru есть информация о том, что в июле в Воронеже уничтожено 15 тысяч экземпляров той самой газеты. Причина -"необоснованная критика" в адрес высокого должностного лица.
Интернет же, кстати, сообщает о "протестной акции" ставропольских "единороссов": они призвали население региона... бойкотировать три местные газеты, "которые неверно рисуют образ партии реальных дел". Бойкотировать тем, что не выписывать и не покупать соответствующие издания. Аналитик Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России Михаил Мельников считает, что "при таком подходе до погрома редакций - один шаг, но черносотенские времена вроде как прошли".
В заключение - пара цифр для размышления. По данным социологов института "Квалитас", только 48,2 процента воронежцев считают, что в России "существует" и "скорее существует" свобода печати; еще меньше - 9,3 процента - горожан, которые уверены, что местные СМИ не зависят от влияния властей.
Никита СТАРЫХ.