За девять лет счастливых воронежцев стало больше - подсчитали социологи в начале этого года. Как будет дальше?
Что ни говори, человек странно устроен. Один в роскоши купается: денег куры не клюют, дом, словно средневековый замок, собственная фирма, обеспеченная семья. Вроде всё есть, а счастья нет. Всё не так, проблемы за проблемами. Другой, смотришь, и одет бедненько, и зарплата копеечная, а весь светится. Вот и пойми, от чего зависит это самое счастье.
Выяснить это попытался институт общественного мнения "Квалитас" в ходе опроса шестисот сорока пяти воронежцев. Специалисты института задали следующие вопросы: счастливы ли вы, какова причина вашего счастья или несчастья, что необходимо лично вам для того, чтобы чувствовать себя счастливым? Вот что им удалось узнать.
СЕМЬЯ, РАБОТА И ЗДОРОВЬЕ
Оказалось, что, несмотря на кризис, семьдесят процентов воронежцев считают себя счастливыми людьми. Среди 25-30-летних таких - девяносто процентов, среди пожилых - пятьдесят семь процентов. Счастливых мужчин больше, чем женщин - шестьдесят четыре против семидесяти четырех. Причем домохозяйки счастливей, чем их работающие подруги. Их аж восемьдесят процентов. Интервьюеры подсчитали, что число счастливых респондентов возрастает от тридцати процентов среди людей с бедственным материальным положением до восьмидесяти пяти - среди обеспеченных людей. Также количество счастливчиков увеличивается по мере повышения уровня образования - от пятидесяти до семидесяти семи процентов.
Дальше те, кто признал себя счастливым, должны были объяснить причину такого состояния. Шестьдесят один процент опрошенных причину своего счастья видит в семье. Для них главное - любовь и взаимопонимание, живущие рядом с ними прекрасные дети и внуки. На втором месте как причина счастья стоит хорошая работа. Двадцать процентов воронежцев признались, что у них есть любимое дело, и что они с удовольствием ходят на работу.
Следующая причина для девятнадцати процентов респондентов - здоровье близких и своё собственное. Причем здоровьем членов семьи люди дорожат больше, чем своим.
Для тринадцати процентов мир и гармония в собственной душе намного важней всего остального. Дальше по убывающей идёт материальное благополучие, счастье без особых причин - "просто счастлив и всё", любовь или влюблённость, успешная реализация замыслов - "сделал в жизни всё, что хотел", молодость - "жизнь только начинается", отсутствие проблем - "нет несчастья и страшных проблем", мир в стране - "нет войны в России", возможность хорошего отдыха, хорошие друзья, уверенность в себе и получение качественного образования.
НЕТ ДЕНЕГ, ЕСТЬ ДЕПРЕССИЯ
Теперь обратимся к воронежцам, которые считают себя несчастными. Кто или что виноват в этом? Сорок один процент указал на плохое финансовое положение. О каком счастье может идти речь при мизерной зарплате и нищенской пенсии? На втором месте по количеству упоминаний - плохое здоровье (22%), на третьем - депрессия, угнетённое состояние, одиночество (11%), семейные проблемы (10%). Дальше такой расклад: отсутствие семьи, старость, несправедливость в обществе, плохие жилищные условия, постоянное беспокойство и проблемы, отсутствие хорошей работы, невозможность реализоваться, тяжёлая жизнь. Один человек сокрушался о потере имущества после войны на Кавказе. Даже то, что сам остался жив. не оаловало.
СЧАСТЬЕ - В ЖИЗНИ
Вот как воронежцы ответили "Коммуне" на эти же вопросы.
Анастасия Иванова, 38 лет:
- Я не чувствую себя счастливым человеком. Почему? У меня сейчас маленькая зарплата, сократили из-за кризиса. Её с трудом хватает на квартплату, на проезд к месту работы. На питание почти не остаётся. Хорошо, что раньше, летом и осенью, удалось запастись продуктами, сделать домашние заготовки, накупить круп, мяса, рыбы. Если бы не это, не знаю, как удалось бы держаться и не влезать в долги.
Кроме этого, у меня нет своей семьи и детей. Конечно имеются родственники: сестра, брат. Но у каждого из них своя семья, свои проблемы. Вот и живу одна. Конечно, назвать меня несчастной нельзя. Квартира есть, работа какая-никакая тоже. Болячки сильно не беспокоят. Но всё не то.
Ирина Соколова, 35 лет:
- Я счастливая на сто процентов! Я молода, полна сил и энергии. Всё успеваю: и работать, и вязать, и готовить-стряпать. Ещё мы с сыном и мужем каждое воскресенье ходим в лес на лыжах. Это традиция давнишняя и мы стараемся никогда её не нарушать. Здоровье и общение с семьёй превыше всего. Конечно, хочется поваляться на диване, посмотреть телевизор или просто поспать после обеда, но так вся жизнь пролетит, не заметишь.
Вообще самое главное моё счастье - это моя семья.
Борис Матвеев, 60 лет:
- Не могу сказать, что я счастлив. Проблем много, жизнь сложной стала. Всё дорожает день за днём. По телевизору смотреть нечего: или врут безбожно, рассказывая, как помогают простым людям пережить кризис, или "развлекаловку" гонят. Познавательных передач практически нет, если поставят, то на такое время, что их только ночные сторожа могут посмотреть. Утомляют неопределённость, неуверенность в завтрашнем дне. Кто сейчас может сказать, будет он завтра работать или нет? Жена говорит, что я неисправимый пессимист. Может, и так... Постоянные переживания за жену, детей, внучку, за их безопасность, здоровье. Но и несчастным не являюсь. Рядом любимые люди, друзья. Меня уважают и ценят как сослуживцы, так и люди, с кем приходится сталкиваться по службе. Счастье, что живём, несмотря ни на что.
Сергей Прокопьев, 22 года:
- Пока счастлив, что будет дальше - трудно сказать. Не от меня зависит. В этом году закончил университет, работаю по специальности. Деньги, с учетом полного отсутствия опыта и блата, платят хорошие. Есть любимая девушка, через пару лет, когда наступит стабильность в обществе, поженимся. Сейчас создавать семью нельзя, я не смогу её содержать.
Друзей много, есть с кем поговорить, отдохнуть, кому довериться. При случае денег в долг взять, зная, что не "зажмут". Они во мне уверены, я - в них. Я не "загоняюсь" по поводу того, что у меня обычная "семёрка", купленная родителями в кредит специально для меня, а не навороченная "Тойота". Не всё сразу. Главное - поставить цель и идти к ней, тогда всё будет. И любовь, и деньги, и счастье.
Эти же вопросы "Квалитас" задавал в 2000 и 2003 годах. Тогда счастливых было меньше - сорок восемь и пятьдесят семь процентов соответственно. Здоровье и молодость ценились ниже, чем материальное благополучие. Интересно, изменится ли картина через год-другой?