У качества есть имя.
Русский / English
 На главную  Обратная связь  Карта сайта
Сми о нас / 2006 / Апрель

Любимый город

В конце марта институт общественного мнения "Квалитас" обратился к воронежцам с вопросом: "Любите ли вы свой город?" (опрошено 605 человек методом личного интервью 18 - 22 марта по репрезентативной для Воронежа выборке). Оказалось, что большинство жителей Воронежа (85%) свой город любят, 5% - не любят, а 10% опрошенных посетовали, что испытывают по отношению к городу самые противоречивые чувства. На этот же вопрос воронежцы отвечали и пять лет назад. В марте 2001 года признались городу в любви 87% опрошенных, а в отсутствии привязанности - 2%. Нельзя сказать, что произошли значительные изменения, но в то же время жалко, что с тех пор любви у горожан к родным пенатам не прибавилось.

Результаты опроса свидетельствуют, что те, кто город не любит, в большинстве своем намерены его покинуть, а те, кто любит, планируют остаться. В целом же сегодня подумывают о переезде на другое место жительства, если представится такая возможность, 22% горожан. Пять лет назад их было в два раза меньше - 11%. Отток жителей - это тревожный симптом, который свидетельствует о неблагополучии города. Менее всего намерена задерживаться здесь молодежь: каждый второй респондент в возрасте от 18 до 25 лет хотел бы расстаться с Воронежем навсегда. Половина студентов воронежских вузов и других учебных заведений мечтают о смене пейзажа за окном в пользу столичного (25%) или другого города.

А что же нужно сделать, чтобы любо-дорого было выглянуть в окно воронежской квартиры? Отвечая на вопрос: "Что, по вашему мнению, необходимо сделать в первую очередь для благоустройства города?" - горожане называли много полезных вещей. Например, улучшить освещение улиц и дворов - 39%, благоустроить дворы и детские площадки - 32%, привести в порядок зоны отдыха и парки - 20% (кстати, именно молодежи это очень бы пришлось по душе), отремонтировать фасады домов - 16%, увеличить площадь зеленых насаждений - 15% и т. д. Но главные две задачи, которые (к глубокому прискорбию) по результатам опросов "лидируют" начиная уже с 1998 года и все еще остаются нерешенными, - это отремонтировать дороги (84%) и качественно проводить уборку улиц и дворов (61%). Актуальность этих проблем так высока, что прочие задачи будто бы отодвинулись на задний план. Особенно это касается ремонта дорог - воронежские дороги уже стали притчей во языцех в других регионах России.

Пытаясь докопаться до причин того или иного отношения к городу, мы поинтересовались у респондентов: "Как вы считаете, какие качества наиболее характерны для жителей Воронежа?". И тут оказалось, что существует два разных города Воронежа: один - для тех, кто его любит, и совершенно другой - для тех, кто его не любит. Те, кто любит город, считают, что его жителям свойственны прежде всего доброта (31%), гостеприимство (30%), трудолюбие (25%), отзывчивость (17%). А для тех, кто город не любит, его жители - недоброжелательные (41%), невежественные (55%), скупые (31 %) и ленивые (28%).

Следует заметить, что любовь к родному городу -- самое естественное человеческое чувство. Любящий прощает своему предмету любви его недостатки и ценит его достоинства. А нелюбящий, наоборот, недостатки рассматривает сквозь увеличительное стекло, а достоинств не замечает. Поэтому так по-разному выглядит наш город в глазах тех, кому он дорог, и тех, кто его не любит.

Правда, шила в мешке не утаишь - и те, и другие отметили бескультурье (45% - любящие и 69% - нелюбящие) и грубость (33% и 41% соответственно) горожан как главные их недостатки.

Один респондент так и не смог определиться со штрихами к общему портрету, заявив, что все люди разные. Так-то оно так, но все же социологам известно, что совместная жизнь и повседневное общение формирует нечто схожее в чертах характера людей определенного социального пространства. И города, и страны имеют свои характеристики. Общеизвестны холодность англичан, горячность итальянцев, любвеобилие французов и т. д. Чем менее замкнуты социальные пространства (например, страны более замкнуты, чем города), тем более смазаны черты общественного портрета.

И все же и в городах можно выделить основные, присущие их жителям черты или даже представить сами города как конкретную личность. Например, Санкт-Петербург всегда походил на интеллигента "в очках и шляпе", Одесса - на развеселую морячку, Ростов-на-Дону - на остроумного, изобретательного, музыкального, немного хулиганистого парнишку и т. д. Судя по результатам опроса, Воронеж (по крайней мере для тех, кто его любит) - это добрый и гостеприимный богатырь, недостаток воспитания и культуры поведения которого несколько сглаживается его отзывчивым и трудолюбивым нравом. Никого не напоминает? По-моему, очень похож на Шрека - героя известного одноименного мультфильма, который так полюбился детям и взрослым...

Нелли РОМАНОВИЧ, генеральный директор института общественного мнения "Квалитас".

Источник: Газета "Воронежский Курьер" 2006-04-08