Каждый декабрь различные социологические организации неизменно проводят всевозможные опросы, пытаясь установить, какое впечатление оставил в душах и умах рядовых граждан год минувший. Подобные исследования всегда любопытны, так как, несмотря на неизбежные погрешности, дают-таки некоторое представление о той загадочной субстанции, которую принято называть "гласом народа". На днях опубликовал результаты своих изысканий и флагман нашей региональной социологии - Институт общественного мнения "Квалитас", опросивший касательно итогов года 603 воронежца в возрасте старше 18 лет.
Основной вопрос звучал так: "Каким был уходящий 2005 год для России - лучше, чем 2004-й, хуже или таким же?".
На протяжении всего нового века лидером среди ответов неизменно становился последний вариант - в 2000-м году не заметили никаких изменений в стране 37% респондентов, в 2001-м - 38%, в 2002-м - 41%, в 2003-м - 43%, в 2004-м - 39% (единственный спад) и, наконец, в 2005-м уже 52%. Свидетельствует ли такая статистика о стабилизации положения в государстве? Вряд ли, скорее туг даёт о себе знать совсем другое - общее безразличие, потеря интереса к происходящему вокруг, рост личной апатии, наконец, ведь не может же быть так, чтобы ничего не менялось за столько лет. О нежелании замечать эти изменения говорит тот же самый опрос, упрямо констатирующий, что кандидат на абсолютное главенство в рейтинге, то есть ответ горожан "всё осталось таким же", с упорным постоянством отбирает голоса у несомненного фаворита 90-х, кандидата по имени "Жить стало хуже". Значит, какие-то подвижки в государстве всё-таки имеются, и, следовательно, флегматичное "мне всё едино" имеет куда большее отношение к психологии, нежели к социологии.
Когда жилось действительно тяжелее, в душах воронежцев не было места для подобной сонливости, в них кипело любопытство, они переполнялись страстями, умели удивляться, негодовать, и в 1998 году без малого 90% опрошенных выкрикнуло в лицо социологам, что жить стало хуже, хуже и еще раз хуже. Хотя чем (кроме разве что дефолта) 1998 год был так уж хуже 1997-го, теперь даже и не вспомнить.
Любопытно, что третий нечётный год подряд положительных оценок государству выставили больше чем отрицательных: в 2001-м 35% признали что страна сделала шаг вперёд и только 21 % утверждал обратное; в 2003-м соотношение было 34% к 18%, и в 2005-м - 26% к 20%. Получается, чётные года России удаются хуже, и если традиция не изменится, то год Собаки ещё устроит нам какие-нибудь гадости. Ну, да пес сними.
Тем не менее, на сегодняшний день каждый четвёртый воронежец считает, что предыдущие 365 дней мы прожили в целом неплохо и этот факт не может не радовать. Туг, правда, тоже есть свои "но". Положительные оценки доминируют в основном среди молодежи и тех, чье материальное благосостояние определено исследователями как "хорошее". Тем же, у кого оно "бедственное" или попросту "плохое", каждый прожитый год по-прежнему кажется хуже предыдущего. Хотя и здесь можно усмотреть свой плюс - видимо, количество людей со средним достатком у нас всё-таки возросло.
Следует признать, что, объективно это или нет, однако большинство из нас судит о состоянии страны по своему собственному положению. Скажем, если бы государство катилось в тартарары, но при этом вы выиграли в лотерею, продвинулись по карьерной лестнице, да ещё и небезответно влюбились, то на вопрос "стало ли в России лучше, чем прежде?" вы, скорее всего, искренне ответите "да". По этой причине более показательным можно считать другой рейтинг, получающийся при ответе на вопрос "Каким уходящий 2005 год был лично для вас - лучше, хуже или таким же, как 2004-й?". Здесь лидер тот же - 44% опрошенных считают, что прошедший год не принёс им никаких перемен, и эти проценты наверняка входят в те 52%, что обозначают застой государства в целом.
При этом остается еще небольшая категория граждан, которая, будучи недовольна положением в стране в целом, остаётся вполне удовлетворённой своим собственным существованием. Они как раз и добавили голосов в копилку положительных оценок, в результате чего те, кто считает 2005 год более удачным для себя, чем 2004-й, возобладали над теми, кто думает иначе: соотношение 31% к 25%. Опять же, в молодёжной среде больше половины уверены в улучшении личных обстоятельств, тогда как в категории пятидесятилетних так же считают лишь 27,1%, а среди тех, кому за шестьдесят, и того меньше - 23,6%. У богатых соотношение сил пятьдесят на пятьдесят, правда, с одной стороны - те, кому стало лучше, а с другой - те, кому хуже, и те, кто разницы не заметил.
Радовались люди самым разным вещам - рождению ребёнка, свадьбе, служебному повышению, покупке квартиры, поступлению в вуз, завершению ремонта. Огорчались тоже всякому - болезням и смерти близких, попаданию в аварию и поломке холодильника,- разлуке с мужем и утере документов, в общем, всё вполне естественно и понятно; На государственном уровне восторги и печали тоже не отличаются однообразием. Среди главных позитивных событий 2005 года опрошенные воронежцы назвали хороший урожай, строительство храмов и введение в курс школьной программы изучения православия, улучшение обстановки в Чечне, освобождение моряков из нигерийской тюрьмы и даже невступление России в Евросоюз. Кто-то откровенно порадовался тому, что Украине взвинтили цены на газ - видимо, руководствовался принципом "москалю и от того хорошо, что хохлу плохо". Говоря о родном городе, респонденты отмечали открытие нового корпуса ВГУ, повышение безопасности при проведении праздников, а один человек отметил увеличение рождаемости.
На роль главного негативного события 2005 года претендовали монетизация льгот, реформа ЖКХ, перебои с водой и светом, противостояние областной и городской власти, плохие дороги, взрыв на заводе СК, развал ВАСО, убийство иностранного студента, заражение женщины СПИДом. Что касается более далёких от Воронежа проблем, то поминались природные катаклизмы, несостоявшийся союз с Белоруссией, гибель алтайского губернатора Михаила Евдокимова, приговор Ходорковскому, продвижение НАТО на восток и птичий грипп. По обе стороны баррикады расположились изменения в календаре - кто-то доволен продлением новогодних выходных, а кто-то сетует на отмену праздника 7 Ноября.
Несмотря на то что более 30% воронежцев довольны тем, как сложился 2005 год, заслуг власти в этом они не видят - лишь 10,2% опрошенных согласились, что губернатор Воронежской области смог за указанный период чем-то улучшить ситуацию, 55,6% считают, что всё осталось по-прежнему, а 29,9% уверены, что дела обладминистрация стала вести ещё хуже, и единство во мнениях здесь наблюдается независимо от пола, возраста, образования и материального достатка. Популярность Владимира Кулакова, согласно данным "Квалитаса", заметно упала, и он утерял свой символический статус Человека года, определённый подобным же опросом образца 2004. Согласно нынешним данным губернатор занимает лишь четвёртую строчку. На ступень выше него расположилась депутат городской Думы Галина Кудрявцева, второе место по-прежнему за мэром Борисом Скрынниковым, а на вершине рейтинга народной любви, как и два года назад, бизнесмен и депутат Госдумы Сергей Чижов.
Если популярность региональных политиков скачает вверх-вниз от года к году, то среди федеральных чиновников фаворит всегда один и тот же -президент страны никому своего первого места отдавать не собирается, и на вопрос "Кто из политических деятелей оказал самое сильное положительное влияние на то, что происходило в России в 2005-м году?" 39,4% опрошенных назвали Владимира Путина. За ним, хотя и с сумасшедшим отрывом, идёт депутат Госдумы и лидер партии "Родина" Дмитрий Рогозин, набравший 6,3% и, в отличие от того же Чижова, давно зарекомендовавший себя на общегосударственном уровне. Как уверяют специалисты "Квалитаса", рейтинги только этих двух персон выходят за рамки статистической погрешности, допустимой для опросов с заданной выборкой, что позволяет достаточно точно проследить динамику изменения их популярности при аналогичных опросах за последние годы.
Обращает на себя внимание и тот факт, что 2005 год стал рекордным за последние восемь лет по числу респондентов, которые отрицают положительное влияние кого бы то ни было из политиков на события в России, - таковых 31%. До сих пор минимальное количество подобных ответов было зафиксировано в 2001 году, и цифра тогда выглядела значительно скромнее - всего 13%. Таким образом, пресловутый "глас народа", кажется, обозначил вполне разумную позицию, что всё хорошее в стране происходит именно благодаря народу, то есть поднимается с самых низов государственной иерархии, а всё плохое неизбежно рушится сверху как неизбежное зло. И сколько бы политики ни приписывали к своим заслугам позитивные сдвиги в каких бы то ни было сферах жизни, убедить людей в том, что добро пробивает себе дорогу не вопреки, а благодаря им, становится для больших начальников всё труднее и труднее.
Сергей СМИРНОВ.