Цыплят считают по осени? Совсем нет - нельзя бездумно верить поговоркам! Как ни крути, а всех "цыплят" во всех ведомствах считают под Новый год -сколько чего произвели, написали, сшили, арестовали и т. п. Есть далее специальные организации для такого подсчета. Но считать можно не только товары народного потребления, измерять можно и общественное мнение. Сегодня мы говорим с человеком, который именно этим и занимается, - исполнительным директором Института общественного мнения "Квалитас" Александром РОМАНОВИЧЕМ.
Александр Леонидович, ИОМ "Квалитас", действительно, все подсчитал и знает ответ на любой вопрос?
Не совсем так. В основном мы отвечаем на вопросы руководителей крупных компаний, продвигающих на воронежский рынок свой продукт, политиков, интересующихся своим рейтингом, - словом, всех, кому интересно мнение широких масс. Однако мы ведем и ряд некоммерческих проектов. Таких, к примеру, как Ежемесячный бюллетень социологических исследований, в котором поднимаем самые животрепещущие для региона темы - своеобразный итог того, что волновало воронежцев в течение месяца.
И кто выбирает темы, на которые проводятся опросы?
В большинстве случаев их подает сама текущая действительность. Убийство иностранного студента диктует необходимость разговора о расовой терпимости. Начало учебного года - о состоянии системы образования в регионе, и так далее. Основная задача проекта - прочертить вектор общественного мнения. Хотя иногда (не так часто, правда, как хотелось бы) мы позволяем себе удовлетворить собственное любопытство. Например, поинтересоваться у воронежцев, где живет Дед Мороз и чем он отличается от Санта Клауса. В ответах на такие, казалось бы, несерьезные вопросы - вся российская действительность. Начиная с байки о том, что Санта Клаус - один и трезвый, а Дед Мороз - пьяный и с бабой, и заканчивая грустными признаниями о неполученных подарках и забытых поздравлениях.
Но вправе ли вы делать вывод, что так думают все горожане, а не только те 10 человек, которые первыми попались на пути вашим сотрудникам?
Ну, начнем с того, что мы ничего не утверждаем, а предлагаем только цифры, результаты опроса. А формируются они (если нет задачи на опрос среди целевой аудитории - учителей, чиновников, потребителей того или иного товара и так далее) из объективных демографических показателей. Если в городе 43% мужчин, и 57 % женщин, то в нашем опросе именно такая пропорция. Так же учитываются возрастные показатели, образование (среднее 26%, специальное - 30 %, и т. п.), материальное положение. В опросах участвуют 500-600 человек. При этом мы, безусловно, в анализе данных указываем на возможную социологическую погрешность.
Быть может, у вас, как и на станции переливания крови, есть постоянные "доноры информации"?
Профессиональный респондент - это плохо. Мы стараемся, чтобы среди участников наших опросов не было "постоянных клиентов", конечно, если речь идет не об экспертных опросах, в которых регулярно принимают участие специалисты в своей области. И, если, например, нас интересует мнение пожилых людей, наш сотрудник, не считаясь с затратами времени и сил, объедет город вплоть до Машмета и опросит даже бабушку, которая живет в частном доме без телефона и чьим взглядом на политику и глобализацию давно уже никто не интересовался.
Скажите, а такие опросы-подсчеты - это само по себе интересное занятие?
Очень! В этой работе сходятся две составляющие. Во-первых, зачастую результаты опросов касаются либо России в целом, либо Москвы. На уровне региона информации практически нет. А мы изучаем общественное мнение в нашем регионе. А во-вторых, есть возможность получить ответы на те вопросы, на которые не ответит никто. Например, с детства не доверял поговоркам: "Не пойман - не вор", "С милым рай в шалаше"... Что думает по этому поводу миллионный город?
А как вы относитесь к пословице "Любопытство - не порок"?
Разве можно быть нелюбопытным в жизненно важных сферах? Пожалуй, порок - это отсутствие любопытства.