У качества есть имя.
Русский / English
 На главную  Обратная связь  Карта сайта
Сми о нас / 2006 / Январь

Партия власти: от аванса до получки

Партии, претендующей на звание правящей, надо свыкнуться с мыслью: любой ее шаг тут же подвергнется тщательному (и непременно критическому) разбору. Се ля ви, так сказать, в политическом аспекте.

Предновогоднее заседание "круглого стола" это еще раз подтвердило. Участвовали в нем газетчики Дмитрий Дьяков и Константин Чаплин, исполнительный директор Института общественного мнения "Квалитас" Александр Романович, профессор Виктор Щербатых, профессор политологии Александр Слинько и представитель "Единой России", замруководителя регионального исполкома по идеологической работе Борис Артемов. Вел заседание помощник губернатора Павел Кабанов. Он, собственно, и определил круг обсуждаемых вопросов. Во-первых, итоги избирательного цикла, начавшегося в декабре 2003г. и завершившегося в марте-октябре 2005г. Во-вторых, проблемы формирования многопартийной системы в области, состояние нашей оппозиции. В-третьих, новый порядок избрания губернаторов, его местная специфика. Остановимся вкратце на каждом из них. В порядке поступления.

Известно: борьбу за места в российском и региональном парламенте в целом по Воронежской области выиграла "Единая Россия". Закономерен ли результат? Эксперты ответили на этот вопрос по-разному.

По мнению Александра Слинько, избирателями двигало, прежде всего, желание стабильности и ощущение того, что перемены должны быть достаточно долгими. Виктор Щербатых выразился столь образно, что не могу удержаться от цитаты: "Люди просто тянутся к чему-то стабильному, надежному, мощному, что сейчас, в общем-то, символизирует, наверное, партия "Единая Россия".

С подобным круговоротом мыслей психолога не согласился Дмитрий Дьяков. Он полагает российскую политику плановым хозяйством. А поскольку была запланирована победа именно "Единой России", так оно и случилось. Так будет случаться и впредь. До той поры, покуда избиратель не совместит в своем мозгу две вещи: правящую партию под наименованием "Единая Россия" и небывало расцветшую на фоне уничтожения гражданских свобод, гражданского общества коррупцию. До той поры, покуда избиратель не осознает: любимая путинская фраза на счет раздельного существования котлет и мух - от лукавого. Мухи завсегда при котлетах...

Как бы там ни было, "Единая Россия" ходит нынче в победителях. Однако вот какая закавыка. Выборы в облДуму признаны состоявшимися, а население считает, что решения, принимаемые региональным заксобранием, не отвечают его, населения, надеждам и чаяниям. Александр Романович привел следующие результаты социологического опроса: 60% респондентов находят, что итоги выборов в облДуму не отражают реальные настроения воронежцев. При этом рейтинг "Единой России" начал расти даже в областном центре, где весной 2005 г. "ЕР" взяла по партийным спискам лишь четвертое место. Интересно, если загадочная русская (конкретнее - воронежская) душа смогла бы лицезреть себя в зеркале, на кого бы она стала пенять?

Представитель "ЕР" ни за что не желал признавать свою партию правящей. И это не личное мнение Бориса Артемьева. На последнем (ноябрьском) съезде "ЕР" постановили: "Единой России" пора превращаться из партии для власти (организации, созданной для проведения выборных кампаний) в полноценную партию власти. "Это очень тяжелый процесс", - заметил Артемов. Сам он определил сегодняшнюю "ЕР" как партию аванса. Но если есть авансы, значит -наличествуют долги. И как бы при "получке" (обретении настоящей власти) не оказаться банкротом.

Возразил Борис Артемов против определения "Единой России" как партии чиновничества. По приведенным им данным, чиновников в "ЕР" лишь 5,3%. На что можно возразить: но каких! Не знаю, остался ли в Воронежской области хоть один глава "сельского" района, не партобилеченный "единоросами". Если да, его пора заносить в Красную книгу внутреннего диссидентства.

В качестве аргумента Борис Александрович привел количество в "Единой России" женщин. 61%! А женщины - существа наиболее прагматичные, они отстаивают стабильность, не любят перемен. К тому же в партии большое количество учителей и других представителей социальной сферы, бюджетников.

Последний постулат вызвал скептическую реакцию у товарищей Артемова по "круглому столу". Эксперты припомнили неизбывное влечение к "Единой России" коллектива универмага "Россия" (женского, в основном), чуть ли не стопроцентно потянувшегося в лоно партии. Надо полагать, как "к чему-то стабильному, надежному, мощному". Не поверили остальные участники "круглого стола" и в массовое стремление учителей стать обладателями "единоросовского" партбилета. Ну, не свойственно подобное рвение интеллигенции. Она скорее в оппозицию подастся.

Проблема, впрочем, в том, что и податься особо некуда. Оппозиция у нас, правда, есть. Но какая-то... потешная, что ли. Она криклива, агрессивна и несерьезна. Объединив разновекторных политиков-аутсайдеров (или просто обделенных куском властного пирога), наша оппозиция выступает исключительно "против" (губернатора, президента, государственного устройства и т.д.), ничего не предлагая "за".

Оппозиция, разумеется, необходима. И население в ней нуждается. Александр Романович привел данные опроса "Квалитаса". 46% респондентов считает: оппозиция, критикуя власть, заставляет ее работать эффективнее, меньше заботиться о своих корыстных интересах и думать о потребностях простых людей.

Увы, за нынешними оппозиционерами люди массово не идут. Не доверяют они ей. Хотя бы потому, что многие из ее лидеров - сами выходцы из номенклатуры, сегодня отлученные от "кормушки".

Но что-то новое зреет в нашем политическом воздухе. К примеру, Дмитрий Дьяков уверен: скоро свое слово скажет "непоротое" поколение. У политолога Александра Слинько прогноз более долговременный, но основательный. Лет эдак через десять у нас сформируются две полноценные партии. И будут они... чиновничьими, впитавшими в себя и социально активных предпринимателей. Более того, реальная, мощная оппозиция, по мнению Александра Анатольевича, тоже вырастет из административных структур, из всеми разруганного, оплеванного чиновничества. Такова логика общественной жизни. Поверим профессору политологии на слово?

О "наездах" на губернатора писать, честно говоря, не хочется. Оппозиция и некоторые СМИ столько раз за минувший год отправляли его в отставку, по всей вероятности, выдавая желаемое ими за действительность, что пальцев обеих рук не хватит. Не сбылось. На мой же взгляд, прав Дмитрий Дьяков: Владимира Кулакова можно уважать за одно только то, что он не встал в безропотную очередь иных глав субъектов Федерации и не наваял скоропостижное заявление об отставке. Гражданские поступки руководители такого ранга совершают, увы, нечасто. Тем наш случай дороже.

Александр СОРОКИН.

Источник: Газета "Воронежское Обозрение" №2 (260) 2006-01-25