У качества есть имя.
Русский / English
 На главную  Обратная связь  Карта сайта
Сми о нас / 2006 / Март

С пессимизмом о реформе школы

Проблема реформирования школьного образования - одна из широко обсуждаемых тем. Безусловно, центральная фигура реформируемой школы - учитель. От его готовности участвовать в ней во многом зависит облик и содержание отечественной школы завтрашнего дня.

Ученые Центра социологических исследований МГУ имени М.В.Ломоносова провели масштабный опрос, главной целью которого было изучить представления учителей и директоров школ о своей работе и о возможных последствиях реформы системы образования в России. В ходе опроса изучались социальное самочувствие, профессиональные проблемы, а также отношение учительского сообщества к реформе образования. Региональная часть исследования по Воронежской области проводилась институтом общественного мнения "Квалитас". В опросе принимало участие 367 учителей, работающих в городах, райцентрах и селах области. Учителя - одна из уязвимых социальных групп, на которой остро отразился весь комплекс реформ, проводимых в "эпоху перемен". Кто же остался сегодня работать в российской школе, передавать знания и давать путевку в жизнь молодым?

Исследование показало, что на сегодняшний день в школах в основном работают женщины старше 40 лет. С одной стороны, это свидетельствует о том, что среднее образование детям дают опытные учителя, имеющие педагогический стаж около 20 лет. С другой стороны, остается загадкой, кто придет им на замену. Ведь нормальное функционирование системы образования предполагает своевременную подготовку и замену педагогических кадров. Как показало исследование, сегодня этот процесс, по большому счету, не происходит. Молодых специалистов до 26 лет в школах города не так уж и много, а в сельской местности таковых практически нет. И причина подобной ситуации не в том, что педагогические вузы перестали вести подготовку кадров. Просто работа учителя на данный момент не приносит ни морального, ни материального удовлетворения. Их деятельность сегодня, по мнению педагогов не гарантирует им ни социальный статус, ни престиж, ни, тем более, необходимый уровень дохода.

Одна из основных причин неудовлетворенности работой - низкая заработная плата. Более половины воронежских учителей, как показал опрос, не живут, а выживают: оценивая уровень своего материального положения, 68 процентов педагогов отметили, что денег им хватает только на питание и товары первой необходимости. Чуть свободнее в финансовом плане себя чувствуют только 25 процентов опрошенных учителей, та как могут себе позволить приобретение вещей длительного пользования (телевизор, холодильник и т.п.). И лишь незначительная часть опрошенных отметила два крайних (по данной шкале) варианта ответа - об отсутствии материальных трудностей (1%) и нехватке денег даже на питание (5%).

Большинство воронежских учителей (76,3%) ведут уроки в классах более 17 часов в неделю. К рабочей нагрузке в среднем половины из них прибавляется по 1-4 часа следующих видов деятельности: занятия с учениками во внеурочное время; проверка тетрадей и работ учеников; подготовка к урокам; решение административно-хозяйственных вопросов; внеклассная работа и, наконец, общение с родителями. Иными словами, на учителя возлагается не только образовательная функция, но и воспитательная. Как весь этот труд на сегодняшний день оценивается государством?

Средняя зарплата российского педагога, согласно данным исследования, 4812 рублей. В Воронежской области она составляет 3387 рублей. Молодой же педагог, начиная свою деятельность в школе, получает и того меньше. Как показывают результаты исследования, не более 3000 рублей в месяц получает каждый четвертый российский учитель (24%). В Воронежской же области такую зарплату получает практически каждый второй педагог.

При всем при этом совершенно неудивительно, что у молодых работников образования прослеживается стабильное желание сменить профессию. Они чаще, чем их старшие коллеги, отмечают, что выбрали свою стезю прежде всего потому, что у них не было другого выбора. Как правило, у столь низко мотивированных людей отношение к профессии в дальнейшем в лучшую сторону не меняется. И поэтому выпускники педагогических вузов не стремятся вернуться в школу в качестве учителя. Так что остается лишь сожалеть о нерационально потраченных финансах, выделяемых на подготовку будущих учителей.

Если учесть, что основным источником семейного дохода для воронежских учителей является их личная зарплата или зарплата супруга, и при этом две трети имеют на своем иждивении детей или других лиц, то многие вынуждены выбирать: уйти из школы или искать дополнительный заработок. Совместительство в своей школе или в других учреждениях образования является дополнительным источником дохода только для 24 процентов воронежских педагогов.

Что и неудивительно, учитывая их рабочую нагрузку и занятость. Однако подобное совместительство не представляет собой значительного источника доходов.

Моральное удовлетворение от выполняемой работы также неуклонно сокращается. Раньше учителя были одними из самых уважаемых людей, особенно на селе. Теперь они лишаются и этого. За последние годы социальный статус педагога в сознании россиян резко снизился. Результаты опроса в Воронежской области свидетельствуют, что здесь, более чем в других регионах, учителя склонны отмечать негативную динамику. Большинство (68%) считает, что статус учителя в регионе понизился. В Воронежской области 77 процентов опрошенных педагогов высказали мнение, что общество низко оценивает их профессию. И в ближайшем будущем, по их мнению, эта ситуация не станет более позитивной, а будет лишь ухудшаться или в лучшем случае останется неизменной. Таким образом, профессия учителя становится такой же непопулярной и немодной, как профессия агронома или геолога.

Мнение о проводимой реформе в целом по России неоднозначно. Положительных и отрицательных ответов практически одинаковое число - примерно по 40 процентов. Еще 20 процентов опрошенных пока не могут определить свое отношение к ней. Особенно много затрудняющихся ответить на вопрос об отношении к реформе среди молодых (от 25 до 30 лет). Подобное, в общем-то, вполне объяснимо: большое количество учителей с реформой знакомы, скорее, заочно, так как многие школы России участвуют не во всех инновационных программах. Зачастую их представления о модернизации неполное и фрагментарное.

В Воронежской области учителя оценивают ход реформы образования более негативно, чем в целом по России: 63 процента опрошенных дают отрицательные оценки. Но надо отметить и то, что в нашей области гораздо меньше, чем в целом по России, тех, кто не может пока высказать своего отношения к ведущимся преобразованиям.

Сегодня в России почти половина учителей в большей или меньшей степени пессимистичны в отношении практики реализации реформы. Считают, что она идет в правильном направлении значительно меньшее число учителей. Несмотря на достаточно осторожное, а в некоторых моментах даже крайне негативное отношение к происходящим преобразованиям, педагогическое сообщество выражает готовность к переменам и согласие на участие в них. Проблема заключается лишь в цене вопроса, а именно: приведет ли реформа к желаемому результату - высококачественному бесплатному образованию, которое будут давать хорошо обеспеченные и квалифицированные учителя?

Ольга КУЗНЕЦОВА.

Источник: Газета "Коммуна" №44 (24680) 2006-03-28