Результаты последнего социологического опроса, проведенного институтом общественного мнения "Квалитас", свидетельствуют, увы, о росте националистических тенденций в Воронеже. Число сторонников лозунга "Россия - для русских" увеличилось против с 2001 года с 36 до 48 процентов. Естественно, радоваться тут нечему ведь содержание лозунга противоречит принятому в 2002 году в России закону "О противодействии экстремистской деятельности". Таким образом, настроения почти половины населения города вступают в противоречие с названным законом.
- Для идеологии национализма характерна переходящая в геноцид ксенофобия (величие) по отношению к "чужим" национальным и социальным группам, - говорит воронежский социолог-аналитик Н.Романович. - Советский Союз был назван страной, победившей фашизм, поэтому сам этот термин для населения традиционно имел негативную окраску. Но годы идут, и по мере ослабления исторической памяти настроение общества меняется. Сегодня 11 процентов воронежцев считают, что в фашизме как системе взглядов есть некоторые положительные идеи. Например, сплоченность общества, способность противостоять чужеродному влиянию извне. Особенно распространены такие взгляды среди студенческой молодежи (17 процентов) и воронежских безработных (17 процентов). В то же время подавляющее большинство населения (82 процента) не видят в фашизме ничего положительного.
Считает ли население Воронежа, что сторонники национал-фашистских взглядов представляют сегодня реальную угрозу для общества?
Опрос "Квалитаса" показывает, что большинство горожан (78 процентов) не сомневаются в том, что сегодня экстремисты опасны для населения нашего региона. Особенно уверены в этом люди пожилого возраста, пенсионеры (87 процентов).
Но 15 процентов горожан не видят угрозы со стороны приверженцев "великодержавных" настроений. При этом мужская часть населения почти вдвое лояльнее (19 процентов) к представителям националистических взглядов, чем женская (11 процентов). А среди самых юных граждан Воронежа .(18-25 лет) терпимость возрастает до 22 процентов.
Кстати, можно сопоставить данные двух опросов. Общероссийский фонд "Общественное мнение" провел свое исследование в марте 2006 года, а "Квалитас" - в мае этого же года. На фоне всей страны наш областной центр выделяется большим процентом тех людей, которые считают реальной опасность со стороны национал-террористических настроений - 78 процентов против 67.
- Возможно, это связано с повышенным вниманием местных СМИ к "фашистской идеологии в действии", по отношению к иностранцам и представителям других национальностей, к имевшим место в Воронеже терактам, - делает предположение социолог О.Кузнецова.
Логично, что "Квалитас" задал воронежцам и такой развернутый вопрос: "Одни считают, что российские власти борются с националистическими организациями. Другие считают, что власти закрывают глаза на деятельность неофашистских организаций. Какой точки зрения вы придерживаетесь?" Ответы воронежцев на этот вопрос вряд ли удивили бы Уполномоченного по правам человека при Президенте РФ Владимира Лукина. Комментируя последние события в карельском Кондопоге, он заявил, что в регионах чаще всего придерживаются "страусиной политики" - предпочитают делать вид, что проблем межнациональной розни и ксенофобии нет.
Большинство населения нашего города (66 процентов) считает, что власти закрывают глаза на деятельность националистических организаций. На самом деле такое мнение имеет под собой резонные основания. Достаточно вспомнить, что 48 процентов воронежцев выразили согласие с лозунгом "Россия - для русских". Если общество заражено сочувствием к профашистским организациям, то и власти, и правоохранительные органы вольно или невольно проникаются соответствующими настроениями, поскольку они тоже являются частью общества.
В то же время каждый четвертый опрошенный считает, что российские власти борются с фашистскими организациями, что тоже имеет под собой фактические основания. Например, в 2002 году в России был принят упомянутый Закон "О противодействии экстремистской деятельности", в соответствии с которым состоялось уже немало процессов, осудивших пропаганду националистических взглядов и прочие проявления режима. А вот свежий пример работы "силовиков": прокуратура Ленинского района города Воронежа возбудила уголовное дело в отношении владельца магазина, продававшего компакт-диски, плакаты и книги, пропагандирующие расизм и фашизм.
Если сравнить результаты воронежского и общероссийского опросов, то окажется, что воронежцы чаще россиян (на 24 процента) упрекают власти в бездействии по отношению к фашистским организациям. Это вполне объяснимо, ведь после очередного убийства студента в Воронеже, столица Черноземья с подачи СМИ зарекомендовала себя как "столица ксенофобии". На этот счет есть сомнения.
И так уж совпало, что в конце августа в Воронеже завершился судебный процесс по делу об убийстве студента из Перу, а в Москве прошел съезд национал-большевиков, на котором было заявлено: "НБП из "красно-коричневой" превратилась в "оранжевую"... И названный судебный процесс, и съезд "нацболов" вызывают, по меньшей мере, два взаимосвязанных вопроса.
Первый: не преувеличена ли степень расовой ненависти к иностранным студентам в Воронеже? Второй: правильно ли считать, что угроза экстремизма в городе исходит прежде всего от Национал-большевистской партии, как это полагает 70 процентов опрошенного населения? Дело в том, что областной суд признал экстремистом всего лишь одного из 13 участников прошумевшего на всю страну уголовного дела, связанного с убийством студента 1 курса архитектурно-строительного университета Анхелиса Уртадо Энрике Артуро. Это во-первых. Во-вторых, организатор съезда "НБП без Лимонова" Александр Дугин распространил в августе заявление, в котором говорится: "Началось перерождение экстремистской НБП. Сближаясь с антипутинскими "оранжевыми" силами, партия из "красно-коричневой" стала "оранжевой". Лимонов оказался в одном, строю с СПС и "Яблоком". Он появился в 2006 году на форуме "Другая Россия" в обнимку с Касьяновым, Каспаровым и Хакамадой. Это мероприятие финансировали фонд Сороса и "Открытая Россия" Невзлина-Ходорксвского. Увы, Россию писатель честит самыми последними словами и наслаждается гламурными увеселениями и дорогими линкольнами, подаренными олигархами".
Пожалуй, имеет смысл сопоставить сказанное Александром Дугиным и цитату из информационного бюллетеня НБП №1 10-летней давности: "Наша идеология - это ярость Че Гевары и "красных бригад", острая мудрость Ленина, элегантное безумие Муссолини, скупая мужественность СС, выразительная страсть чекистов, трубка и сапоги Сталина, пенсне товарища Берия, мистицизм барона Унгера".
Так что вряд ли есть основания считать ныне НБП "апологетом фашизма". Если говорить конкретнее, то следует отметить: воронежские "нацболы" более всего заявили о себе в последнее время дважды: провели "штурм" здания облвоенкомата - протестовали против отмены отсрочек от призыва в армию и приковали себя наручниками к ограде главного офиса Сбербанка, ратуя за выплату населению компенсаций по "погоревшим" денежным вкладам. Это что, фашизм в своем "безудержном проявлении"?
К слову, с февраля 2005 года по январь 2006 года члены спартаковской группировки футбольных болельщиков "Гладиаторы" совершили в Москве 7 нападений на представителей Национал-большевистской партии. Это значит, что некие "кукловоды" вовсю используют группы фанатов для сведения счетов с политическими противниками. Прибрать молодежь к рукам пытаются многие партии, но при этом они стараются остаться в тени, поэтому в крайних оказываются легковерные юнцы или наивные взрослые. В той же Кондопоге вроде как и "засветилось" Движение против нелегальной миграции, а вроде как и нет.
А что представляют собой наши местные так называемые "экстремисты-неформалы"?
Следователи выявили, что на октябрь 2005 года в Воронеже существовали две молодежные группировки под названием "Витязи" и "Белый патруль", которые "не любили" лиц неславянской внешности, а также поклонников негритянского рэпа. То есть, "Витязи" выступали за "здоровый образ жизни и единение русских", "Белый патруль" "фильтровал" "неправильных" фанатов, особенно тех, которые носили рэперские широкие брюки и куртки. Время от времени они активизировали свою совместную деятельность, особенно после выпитого спиртного. При этом не имело значения, кого именно надо "проучить" - выходцев из далекой страны или уроженцев российского юга. Однажды, а именно 9 октября 2005 года, 14-18-летние недоросли из обеих группировок устроили разборки на территории спорткомплекса "Олимпик". Сначала пострадали молодые люди, принятые ими за рэперов, затем трое иностранных студентов и сопровождавший их русский студент. Именно здесь получил несовместимые с жизнью ранения Анхе-лис Уртадо Энрике Артуро.
Областной суд вынес, надо полагать, справедливый приговор по делу перуанца. Шестеро обвиняемых получили наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет. Но получили его по статьям 213 и 116 УК РФ - "за хулиганство" и "побои". Шестеро других парней осуждены условно, и тоже не за расистские наклонности. Причем один подсудимый попал под амнистию. И лишь бывший студент ВГАСУ Игорь Павлюк признан виновным в совершении умышленного убийства по мотивам национальной ненависти и вражды. С учетом проявленного ранее хулиганства он приговорен к 16 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Причем этот экстремист не признал себя не только лидером группировки "Витязи", но и вообще членом данной "тайной" организации. Адвокат Павлюка Людмила Авраменко заявила, что ее подзащитный "безусловно воспользуется своим правом на кассационную жалобу". А бывший студент педуниверситета Игорь Иванов хоть и не отрицал своего "верховодства" в "Белом патруле", но экстремистом не признан - суд не нашел веских доводов в доказательство того, что Игорь руководствовался не хулиганскими, а иными, "идейными" соображениями. Он определил Иванову наказание в виде пятилетнего срока пребывания в колонии общего режима.
Как следует их материалов следствия, лишь у одного активиста названных неформальных организаций на квартире хранились компакт-диски и видеозаписи националистического характера. Широкого хождения они не имели.
Словом, назвать "Белый патруль" и "Витязей" мощным профашистским движением язык не поворачивается.
Работник областной прокуратуры, гособвинитель по делу перуанца Иван Ковалев соглашается: "Действительно, не надо преувеличивать уровень воронежского экстремизма в отношении иностранных студентов. Порою пресса бывает пристрастна к громким делам и создает вокруг них ажиотаж. К сожалению, в нашей области происходит масса убийств россиян, но общественность редко обращает на это внимание. Недавно отняли сотовый телефон у темнокожего студента, так об этом редко какая газета не написала. Конечно же, я сочувствую родителям иностранных граждан, которые потеряли своих детей в России, но мне очень жаль и "невинно убиенных" соотечественников. На мой взгляд, сейчас надо спокойно вникнуть в проблему: почему в нашем гражданском обществе стала возможной национальная ненависть? Конечно же, экстремизму должны противостоять правовые институты государства и сами граждане Российской Федерации.
Схожее мнение имеет известный в России политолог Сергей Анисимов. Он сожалеет о том, что в нашем государстве нет идеи "красивой реальности", которая так необходима молодежи, и придает большое значение социальной среде, условиям жизни. И в самом деле, как сказал немецкий поэт Гёте, нищета "порождает бунты и революции". Точно так же она, надо полагать, порождает и экстремистские выступления молодого поколения, подвигает население к поиску виновников своего бедного существования, сеет зависть и ненависть. Положение усугубляют лоббистские буржуазные законы, продавливаемые далекими от чаяний народа депутатами. Госдума, собравшаяся 6 сентября на свое первое послеканикулярное заседание, конечно же обеспокоилась событиями в Кондопоге, но решила не предпринимать "скоропалительных" действий. Мол, для начала надо создать комиссию и выехать в Карелию... Пожалуй, прав депутат Махмуд Махмудов: ситуация в Кондопоге стала следствием непродуманной и непоследовательной политики, проводимой в стране.
Да, карельские события сейчас привлекли внимание всей России, даже зарубежные СМИ о них много рассказывают. Но это не значит, что Воронежу не о чем беспокоиться.
Совет работника областной прокуратуры Ивана Ковалева насчет того, что надо "спокойно вникнуть в проблему", представляется весьма своевременным. При том, что "Белый патруль" и "Витязи" больше не существуют, на судебном процессе по их делу присутствовали коротко стриженые парни в черных куртках и спортивных брюках. Подсудимые приветливо махали им руками.
То, что наши доморощенные "националисты" оказались хулиганами, вроде как и утешает, но как-то слабо. Жить-то хочется спокойно, чтобы не был наш город ни "столицей ксенофобии", ни городом хулиганов...
Никита СТАРЫХ.