Прежде всего постящиеся ограничивают себя в пище (89%). Надо сказать, что это самое распространенное представление о посте, но в святоотеческой традиции далеко не самое главное. Например, Иоанн Златоуст пишет: «Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?». Ему вторит Тихон Задонский: «Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов – и какая им от того польза?». От злых дел и слов стараются устраниться 58% постящихся воронежцев. Менее всего постники готовы ограничивать себя в развлечениях (41%), хотя Иоанн Златоуст призывал: «Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки…».
Этот же вопрос мы задавали горожанам десять лет назад [Бюллетень 2002-03]. После сравнения ответов на вопрос «В чем именно Вы решили себя ограничивать?» оказалось, что за десять последних лет православные христиане более прониклись осознанием, что существует как телесный, так и духовный пост. Если в 2002 году основное внимание постящихся было сосредоточено на ограничениях в пище (93%), то сегодня разрыв между разными видами ограничений уменьшился. Среди постников число старающихся сдерживать негативные эмоции возросло с 45% до 58%, а количество удерживающих себя от развлечений – с 33% до 41%. В целом же пост не самоцель. Пост, по словам св. Иоанна Златоуста, есть лекарство, но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться.
(Опрос проведён ИОМ "Квалитас" 15 – 22 марта 2012 года методом личного интервью. Выборка репрезентативна для населения г. Воронежа старше 18 лет по полу, возрасту и образованию. Опрошено 633 человека.)