ЧТО ОСУЖДАЕТСЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ?
Общественное мнение, которое все чаще называют «пятой властью» (если считать СМИ четвертой), имеет существенное влияние на поведение людей, когда они стоят перед выбором: совершить или не совершить сомнительный поступок. Каждый человек в своей жизни руководствуется некоторыми правилами, нормами, которые выработало общество. Ученые различают «нормы-конвенции» и «нормы-традиции». Если первые прописаны в законодательстве, то вторые нигде не прописаны, но человек знает, что его осудят или, наоборот, похвалят окружающие люди, если он поступит так или иначе. И мнение окружающих людей для человека зачастую более значимо, чем формальный закон. Интуитивно опасаясь оказаться изгоем, человек подстраивается под те неформальные установки, по которым живет общество. Если закон что-то запрещает, а общество к этому относится снисходительно, российский гражданин, скорее всего, проигнорирует закон, а поступит так, как ему советуют друзья. На какие «нормы-традиции» сегодня ориентируются воронежцы?
Какие поступки, поведение, по Вашему мнению, никогда и ничем не могут быть оправданы, к каким следует относиться снисходительно, а к каким – в зависимости от обстоятельств?
1. ПОКУПКА КРАДЕНЫХ ВЕЩЕЙ
Покупка краденых вещей не может быть сегодня оправдана, по мнению 70% воронежцев. Однако 30% граждан сохраняют либеральное отношение к такому виду проступков. За три последних года на 7% снизилось число тех, кто осуждает подобные поступки. За все годы измерения сегодня – самый высокий уровень снисходительного отношения к покупке краденых вещей (13%).
Женщины скорее осудят за подобный проступок (74%), чем мужчины (64%). Среди самых юных граждан каждый пятый считает, что к этому нужно относиться снисходительно (20%). Но самое большое снисхождение скупка краденого встречает у людей, которые находятся в бедственном материальном положении (26%). В борьбе за выживание на подобные проступки они смотрят сквозь пальцы.
2. ОБОГАЩЕНИЕ ЗА СЧЕТ ДРУГИХ
Идея обогащения за счет других (77%) в большей степени настораживает общественное мнение, чем скупка краденых вещей (70%). Особенно категорично отвергается она пожилыми людьми, воспитанными на коммунистической идеологии тотального равенства (90%), тогда как среди молодежи не приемлют её только 67%, а 33% юных граждан относятся к ней лояльно. За три последних года интенсивность осуждения такого поведения снизилась на 7%.
3. ПЕРЕДАЧА И ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ
В целом 19% опрошенных так или иначе оправдывают взяточничество. Недопустимым это явление считают 81% горожан. Чем лучше материальное положение горожан, тем чаще они считают взятку иногда допустимой (от 10% среди самых бедных до 21% среди самых богатых). До тех пор, пока общественное мнение будет хоть в малейшей степени оправдывать взятки, борьба с коррупцией не принесет желанные плоды.
За последние 15 лет общественное осуждение передачи и получения взяток возросло с 65% до 81%. Если тенденция сохранится, есть надежда, что когда-нибудь наступит то время, когда дающий или берущий взятки человек будет одинаково мерзок в глазах общества. Тогда коррупции придет конец.
4. БЕЗБИЛЕТНЫЙ ПРОЕЗД В ТРАНСПОРТЕ
К этому виду проступка большинство воронежцев (59%) относятся беспечно. Не желают оправдывать «зайцев» только 41% горожан. Среди пожилых людей это число увеличивается до 54%, среди молодежи сокращается до 27%. Если бы не кондуктор, не стали бы брать билет 73% горожан от 18 до 30 лет. А старики, привыкшие к льготному проезду на общественном транспорте в годы советской власти, постепенно усваивают правило непреложной оплаты проезда по городу, хотя и среди них 46% опрошенных готовы простить безбилетных пассажиров. При этом самые бедные горожане безбилетников осуждают строже (47%), чем богатые (36%).
За последние пятнадцать лет число горожан, порицающих «зайцев» в общественном транспорте, увеличилось с 24% до 41%. Соответственно уменьшилось с 76% до 59% число лиц, которые не видят в этом ничего предосудительного. А последние три года показали некоторый всплеск снисходительности к «зайцам» - с 8% до 20%. Поэтому работа кондуктора пока будет оставаться не только востребованным занятием, но и довольно нервным и напряженным.
5. УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ
Уклонение от уплаты налогов сегодня осуждается 71% населения. В то же время считают такие действия допустимыми в той или иной степени 29% воронежцев. Порицают неплательщиков чаще всего пожилые люди (83%) – пенсия которых как раз и формируется за счет уплаты другими налогов. Степень общественного порицания ослабевает по мере повышения дохода респондентов (от 79% среди самых бедных до 47% среди самых богатых). Богатые люди – а они-то и являются основными налогоплательщиками – в большинстве своем (53%) не вменяют это себе в преступление. Получается, что плательщики налогов хотели бы это бремя облегчить или вовсе скинуть, а люди, живущие за счет уплаты налогов другими, в основном и порицают неплательщиков.
По отношению к последнему замеру интенсивность общественного осуждения неуплаты налогов снизилась на 7%. Сегодня наблюдается самый высокий уровень снисходительного отношения к этому проступку за все время измерения (10%).
6. УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ
Наркомания – это беда, которая пришла в постсоветскую страну сразу с падением «железного занавеса». Молодежь после длительных запретов пустилась во все тяжкие. Родители, воспитанные в строгих ограничениях советского строя, с ужасом увидели смерть своих сыновей и дочерей от неизвестных им препаратов.
Редкое единодушие общественного мнения направлено на порицание употребление наркотиков (96%). Чем старше респонденты, тем более жестко они это осуждают. Не исключено, что некоторые из людей старшего поколения (3%) считают допустимым прием наркотиков в случае тяжелой болезни для облегчения боли.
Только 4% горожан не усматривают в этом ничего предосудительного. Среди молодежи этот показатель возрастает до 6%, а среди самых бедных – до 10%. Мужчины втрое толерантнее к подобным проступкам, чем женщины. Разница в результатах опросов на протяжении 15 лет несущественна - укладывается в рамки статистической погрешности.
7. ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ
Жестокое обращение с животными порицается общественным мнением довольно единодушно (90%). А это значит, что страдание беззащитного животного способно вызвать всеобщее сочувствие. Женщины чаще (93%), чем мужчины (85%), не находят этому оправдания.
Однако каждый десятый опрошенный допускает в той или иной мере возможность жестокости по отношению к «братьям нашим меньшим». Чем ниже уровень образования горожан, тем чаще они могут посмотреть сквозь пальцы на издевательства по отношению к животным.
Показатели опросов за все время измерения колеблются в пределах статистической погрешности замеров.
8. СОПРОТИВЛЕНИЕ МИЛИЦИИ/ПОЛИЦИИ
«А милиции боится тот, чья совесть не чиста!», – с этими известными с детства стихами согласны сегодня 54% воронежцев, которые считают, что сопротивление полиции ничем не может быть оправдано. Отметим, что самые бедные люди чаще (74%), чем богатые (47%) осуждают поведение, направленное на сопротивление полиции.
А среди состоятельных людей преобладает мнение, что конфликт с полицией не является предосудительным поведением (53%). Возможно, наличие больших денег укрепляет их уверенность в своей безнаказанности. Чаще других считают такое поведение допустимым лица, состоящие в гражданском браке (74%) и разведенные (61%). Возможно, те люди, у которых нет порядка в семейных отношениях, более агрессивно относятся к «стражам порядка» в общественных отношениях – они психологически готовы оказать сопротивление любому навязыванию порядка извне.
За пятнадцать лет число граждан, считающих недопустимым сопротивление полиции, возросло с 40% до 55%.
9. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБИЙСТВО
Политическое убийство в общественном мнении встречает жесткое сопротивление со стороны 91% воронежцев. Женщины (95%) осуждают его чаще мужчин (85%).
В то же время почти каждый десятый житель города находит ему оправдание (9%). Среди мужского населения это число вырастает до 15%. Политическое убийство как путь к светлому будущему - на этом бреде возросли в свое время губительные идеи «нечаевщины». Но сегодня политическое убийство даже не прикрывается высокими идеалами. Политика убивают просто потому, что он помеха чьей-то карьере и кому-то «мешает». Наличие даже минимального сочувствия общества к политическому убийству не оставляет надежды на то, что в обозримом будущем отстрелы политиков прекратятся.
10. ИЗМЕНА РОДИНЕ
Никогда не оправдают измену Родине 93% воронежцев. Однако 7% горожан найдут аргументы для оправдания такого поступка. Среди лиц пожилого возраста понятие «измена Родине» вызывает почти поголовное порицание (99%), и неудивительно, поскольку во времена Советского Союза это деяние каралось смертной казнью. Клеймо предателя тогда было самым страшным. А сегодня каждый десятый молодой человек не усматривает в измене своей Родине состава преступления. Обращает на себя внимание тот факт, что интенсивность порицания этого поступка уменьшается с ростом благосостояния горожан (со 100% среди самых бедных до 89% среди самых богатых). Ошибаются те люди, которые считают, что высокий уровень дохода стимулирует трепетное отношение к Родине, желание её поддержать, защитить и отблагодарить. Исследование показывает обратную связь между уровнем дохода и преданностью отчизне. Молодежи более свойственно снисходительное отношение к измене, мужчины чаще её оправдывают, чем женщины. В эпоху глобализации существует угроза выхолащивания самого понятия «Родина». Не исключено, что Родиной в итоге будет называться та страна, где попросту лучше «кормят». А покуда строгость общественного осуждения изменников остается на уровне 2000 года.
11. УКЛОНЕНИЕ ОТ СЛУЖБЫ В АРМИИ
Сегодня большинство населения (56%) не видят оправдания уклонению от армейской службы. Особенно строги в этом отношении пожилые люди – 71% из них порицают подобного рода поступки. В общей сложности сегодня наблюдается перевес осуждения над одобрением. Но среди воронежцев, которые имеют детей до 18 лет, число поощряющих уклонение от армии (50%) уравновешивается противоположным мнением (50%). Возможно, слухи о дедовщине и армейском произволе отчасти нивелируют чувство гражданского долга у родителей с подрастающими сыновьями, и они будут стараться «откосить» своих чад от армии. Женщины чаще оправдывают уклонение от армии, чем мужчины. За последние 15 лет интенсивность общественного порицания этого поступка выросла с 48% до 56%.
12. ПРИСВОЕНИЕ НАЙДЕННЫХ ДЕНЕГ, ВЕЩЕЙ
Сегодня порицают присвоение найденных денег и вещей только 45% воронежцев, а 55% горожан могут унести домой забытую кем-то сумочку или найденный кошелек с деньгами, не пытаясь отыскать владельца. 17% воронежцев вообще не видят в таком поступке повода для угрызений совести и намерены так поступать всегда, а 38% опрошенных - только в отдельных случаях. Например, когда найти владельца затруднительно. Чаще всего оправдывают такие действия молодые люди (68%), реже всего - пожилые (40%). Среди женщин только 49% позволят себе присвоить найденную вещь, тогда как среди мужчин – 62%. Удивительно, осуждение подобных поступков нисколько не зависит от того, беден человек или богат.
По отношению к последнему замеру число людей, которые считают, что присвоение найденных вещей никогда не может быть оправдано, сократилось с 52% до 45%. На протяжении последних 15 лет наблюдались колебания общественного мнения в этом вопросе. В настоящее время количество людей, относящихся к факту присвоения чужих вещей снисходительно, достигло своего пика (17%).
13. АБОРТ
Общественное мнение сегодня осуждает аборт (40%) не больше, чем бесплатный проезд в транспорте (41%). Все государственные меры, направленные на повышение рождаемости в России, будут малоэффективны, пока убийство нерожденных детей будет оправдываться обществом. Среди молодёжи (61%) встречается больше противников искусственного прерывания беременности, чем среди зрелого населения (27%). Это дает надежду, что детей в материнской утробе в ближайшие годы будут убивать реже.
Хотя отношение к абортам ужесточилось с 2000 года, но за последние три года число осуждающих их снизилось с 52% до 40%, и возросло количество граждан, призывающих относиться к аборту снисходительно: с 5% до 17%. Очевидно, реальная политика власти, направленная на сокращение количества абортов, вызвала сопротивление части населения.
14. ПРОСТИТУЦИЯ
Более трети (34%) воронежцев к такому явлению, как проституция относятся в той или иной степени терпимо. Остальные горожане (66%) не хотят оправдывать торговлю собственным телом никакими смягчающими обстоятельствами.
Нельзя пройти мимо того факта, что у воронежских женщин проституция чаще встречает жесткое сопротивление: здесь не находят ей оправдания 80% опрошенных, тогда как среди мужчин противников проституции значительно меньше – 56%. В возрасте от 30 до 49 лет, однако, почти каждый второй (49%) опрошенный считает «любовь за деньги» допустимым явлением и относится к этому снисходительно. Следует отметить, что бедные горожане чаще осуждают проституцию (73%), чем богатые (58%), хотя можно было бы ожидать противоположной картины, поскольку принято считать, что женщин на панель толкает крайняя бедность. Очевидно, не все так просто. Среди пенсионеров отношение к «самой древней профессии» ужесточается: насчитывается 80% бескомпромиссно осуждающих это явление.
За последние три года заметно некоторое повышение толерантности к услугам сексуального характера (с 23% до 34%). Наблюдается максимум снисходительного отношения (15%) и минимум осуждения (66%) за все пятнадцать лет проведения замеров общественного мнения.
15. САМОУБИЙСТВО
Самоубийство население осуждает чаще (79%), чем обогащение за счет других (77%), но реже, чем получение взятки (81%). Иными словами, тотального осуждения этого рокового шага в обществе не наблюдается, а напротив, 11% опрошенных считают, что это допустимо, а 10% призывают относиться к этому снисходительно. Такие призывы далеко не безобидны, поскольку провоцируют новые случаи суицида. Бросается в глаза, что именно люди с высшим образованием (25% - каждый четвертый!) чаще других считают перспективу лишения себя жизни чем-то оправданной.
За три последних года число горожан, осуждающих самовольный уход из жизни, снизилось с 87% до 79%. А количество носителей толерантного отношения к суициду увеличилось с 13% до 21%. За такими изменениями в общественном мнении может последовать реальный рост волны самоубийств.
16. ПЫТКИ
Пытки вызывают у населения столь же единодушное осуждение, как и употребление наркотиков - 96% горожан не усматривают им оправдания. Чаще всего порицают применение пыток пожилые люди (99%), реже всего – молодежь (94%).
Этот древний способ дознания, основанный на страхе перед болью, с одной стороны, и на садистских склонностях, с другой стороны, оказался чрезвычайно живуч. В той или иной степени допускают использование пыток 4% опрошенных. Мужчины склонны оправдывать пытки в семь раз чаще, чем женщины. Наиболее толерантны в этом отношении богатые люди – 11% из них считают допустимым применение пыток в определенных обстоятельствах (очевидно, мысль, что пытать могут их самих, просто не приходит им в голову).
За последние 15 лет существенных колебаний общественного мнения в этом вопросе не обнаружено. Все изменения показателей находятся в рамках статистической погрешности измерения.
17. ДЕЛОВАЯ НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ
Деловая необязательность сегодня осуждается большинством воронежцев (61%), особенно сильно порицают её пожилые люди (71%). Обращает на себя внимание, что чем беднее респонденты, тем чаще они не приемлют нарушение деловых договоренностей. Если среди самых бедных деловую необязательность готовы «заклеймить» 79%, то среди богатых – только 53%.
В то же время 39% горожан допускают возможность нарушения деловых соглашений. Чем моложе респонденты, тем реже они способны держать свое слово и следовать взятым на себя деловым обязательствам. Среди молодежи от 18 до 30 лет почти каждый второй опрошенный (48%) оправдывает нарушение деловых контрактов. Выходит, что «честное купеческое», которое ценилось раньше на вес золота, кануло в Лету. Почти половина богатых горожан (47%) находят оправдания для нарушения договоров.
Общественное порицание деловой необязательности за три последних года сократилось на 10%. В то же время её оправдание выросло с 29% до 39%. Граждане, фиксируете устные договорённости в деловых отношениях на бумаге! Слово в сфере бизнеса становится все более легковесным…
18. СУПРУЖЕСКАЯ ИЗМЕНА
Нарушение деловых контрактов общество осуждает даже строже (61%), чем нарушение верности своему супругу/супруге (53%). Здесь позиция молодежи и старшего поколения кардинально различаются. Если большинство молодежи не желает оправдывать измену в браке (71%), то среди старшего поколения ревнителей супружеской верности насчитывается только 39%.
Мужчины чаще (57%), чем женщины (50%), не находят никакого оправдания для супружеской измены. Холостые респонденты (ещё не побывавшие в брачном союзе) в большинстве своем (63%) считают правильным всегда хранить супружескую верность. Среди супружеских пар осуждают неверность 54% опрошенных. А среди разведенных – только 26%. Большинство разведенных супругов (74%) считают допустимой супружескую неверность – очевидно, поэтому их семейный корабль потерпел крушение. За последние три года степень общественного порицания неверности в браке снизилась с 68% до 53%. А оправдание нарушения брачных обетов, напротив, возросло с 32% до 47%. Институт брака – в явном кризисе.
(Опрос проведён ИОМ "Квалитас" 4 – 6 августа 2015 года методом телефонного интервью. Выборка репрезентативна для населения г. Воронежа старше 18 лет по полу и возрасту. Опрошено 611 человек).