Наверное, многие помнят горячку президентских выборов, когда федеральные телеканалы внушали гражданам России мысль о том, что страна стоит на распутье, а от голосования российских избирателей зависят чуть ли не судьбы всего мира. Большинство россиян проголосовало за преемника Владимира Путина - Дмитрия Медведева. Политологи в один голос закричали: «Россия выбрала стабильность!» Однако результаты исследования общественного мнения, проведенного в мае воронежскими социологами, говорят о том, что если избиратели и проголосовали за стабильность, то сами они относятся к ней достаточно скептически.
Избавление от иллюзий
Воронежский институт общественного мнения «Квалитас» провел в мае опрос горожан, целью которого, по-видимому, было определить их ожидания после выборов президента и победы Дмитрия Медведева. Опрос проводился методом личного интервью по представительной для Воронежа выборке. Судя по результатам, сегодняшний «диагноз», говоря медицинским языком, мог бы прозвучать так: «состояние пациента в целом стабильное». Большинство воронежцев — 51% — полагает, что ситуация в стране в ближайшие три-четыре года не изменится. Следовательно, если до выборов в обществе и были какие-то ожидания значимых перемен, то теперь, когда выборные фанфары ушли в прошлое, люди попрощались с иллюзиями. Власть живёт сама по себе, народ — тоже, и две эти субстанции в России, как правило, не соединяются. Потому и полагает теперь большинство опрошенных граждан, что от смены главы государства ничего не изменится.
Понятно, что желание перемен всегда предполагает изменения именно к лучшему. Однако, судя по результатам опроса горожан, «стабильность» они в большинстве своём воспринимают как консервацию нынешнего положения дел в стране, в том числе и негативных явлений. Например, на вопрос «В ближайшие три-четыре года безработица в России сократится, вырастет или не изменится?» 47,7% опрошенных ответили, что изменений не будет, 31,4% — что вырастет, 16,3% -что сократится и 4,6% затруднились ответить. Вряд ли такое соотношение мнений можно признать оптимистичным.
Согласно опросу ВЦИОМа в настоящее время работу имеют 60% россиян, из них 40% трудятся на постоянном рабочем месте. Поэтому неудивительно, что каждый второй житель страны считает уровень безработицы высоким. Что касается Воронежа, то, по данным специалистов, в среднем на одного безработного приходится одна вакансия. Казалось бы, откуда тогда берётся безработица? По-видимому, дело в несоответствии предлагаемых вакансий профессиональной спецификации ищущих работу. Это ещё раз заставляет задуматься об адекватности нынешней системы образования (высшего и профессионального) потребностям рынка труда. Вузы активно зарабатывают на «престижных» специальностях, но выпускники, имея «крутой» диплом, не могут найти места для практической реализации полученных знаний и навыков.
Преступность и коррупция: ожидание стабильного роста
Не верит большинство воронежцев и в изменение к лучшему ситуации с преступностью. Более 43,4% опрошенных считают, что в ближайшие три-четыре года преступность в нашей стране не изменится, хотя почти столько же — 43,2% — полагают, что криминализация нашей жизни даже возрастет. И лишь 9,1% респондентов ещё верят, что преступность сократится (4,3% затруднились ответить).
Социологи отмечают, что молодежь, как правило, более оптимистична во взглядах на будущее. Так, молодые граждане до 25 лет чаще (17%), чем в среднем по Воронежу (9%), ожидают сокращения преступности. Но ещё больше на это уповают — внимание! - воронежские бизнесмены, владельцы собственных предприятий (22%), хотя и среди них в два раза больше пессимистов (44%), прогнозирующих рост криминализации общества. То есть люди не верят, что власть сможет остановить маховик преступности, а богатая часть общества, те самые бизнесмены, вероятно, серьезно опасается за себя и своё имущество. К сожалению, поводов для такого рода страхов пока хватает. Достаточно вспомнить недавние громкие преступления — зверское убийство замдиректора вагоноремонтного завода им.Тельмана, жестокие нападения на состоятельных людей банды «Матроса» и т.д. Расслоение общества по признаку материальной обеспеченности в России интересно тем, что в безопасности себя не могут чувствовать ни бедные, ни богатые.
Кстати, отвечая на вопрос «Социальное неравенство в ближайшие три-четыре года в нашей стране сократится, вырастет или останется прежним?», большинство воронежцев высказались пессимистично: 57,3% ответили, что неравенство только вырастет, и только 35,7% полагают, что изменений не будет(наверное, нынешняя пропасть между беднейшей и богатейшей частями населения им уже представляется непреодолимой). И лишь 3,8% респондентов ещё верят, что социальное неравенство в ближайшие годы может сократиться.
Напомним, что, как показывает мировая практика, разрыв в благосостоянии между 10% самых богатых и 10% самых бедных не должен превышать 10 раз, в противном случае общество охватывает социальное напряжение. В России этот разрыв, по подсчетам специалистов, превышает 14 раз. Причем даже такой высокий показатель — приблизительный, поскольку большинство богатых людей скрывают свои реальные доходы. Так что олигархический капитализм, ударным строительством которого занимается российское государство, делает своё дело: количество миллиардеров за последние годы возросло в несколько раз, а «низы» по-прежнему влачат жалкое существование, не видя никаких перспектив для повышения своего социального положения.
Коль скоро речь зашла о богатых и бедных, нельзя не упомянуть и коррупцию. Ведь именно чиновничество, ставшее в России отдельным сословием, сегодня фактически выступает гарантом сохранения сложившегося в обществе статус-кво, при котором оно может безнаказанно получать свою так называемую «административную ренту». Отвечая на вопрос «Как вам кажется, коррупция в нашей стране в ближайшие три-четыре года сократится, вырастет или не изменится?», большинство воронежцев — 50,4% — высказалось опять-таки в духе «стабильности». То есть, по их мнению, нынешний разгул мздоимства будет непоколебим.
Причем 39,5% опрошенных ответили даже более «оптимистично» — коррупция вырастет! И только 6,9% респондентов, видимо, имеют какие-то основания для веры в то, что коррупция в ближайшие годы сократится.
Кстати, среди опрошенных работников госуправления самый популярный ответ — «коррупция вырастет» (46%) преобладает над мнением, что изменений не произойдет (36%). Стало быть, знают чиновники, о чем говорят. Это как в известном анекдоте, про мужика, который приходит домой злой и сообщает: «Проклятье, водка опять подорожала». — «Папа, значит, теперь ты будешь меньше пить?» — с надеждой спрашивают его дети. — «Нет, ребятки, это вы будете меньше есть».
Следите за руками!
В связи с этим интересным представляется мнение воронежцев о том, как в России будет реализовываться на практике нынешняя «тандемократия» — так теперь называют странную властную конструкцию, при которой во главе государства стоит новоизбранный президент Медведев, а правительство возглавляет нареченный «национальным лидером» Путин. Кто из них будет главнее? Этот непраздный вопос волнует не только россиян, но и весь остальной мир, пытающийся разобраться в странностях российской «суверенной демократии». И вот что интересно: судя по результатам опроса воронежцев, желаемое у них не совпадает с действительным.
На вопрос «После избрания Дмитрия Медведева на пост президента России в чьих руках должна быть реальная власть в стране?» большинство опрошенных горожан — 43,7% - ответило, что предпочло бы руки Медведева. При этом 38,9% респондентов ответили, что власть должна быть в равной степени в руках обоих, а 9% за то, чтобы реальная власть осталась у Путина. Более 8,4% затруднились ответить, и понять их нетрудно. Поскольку если более трети опрошенных высказываются за двоевластие в стране, то трудно вообще понять зачем тогда России нужен пост президента и зачем нужна действующая Конституция, по которой президент — глава государства.
Но самое интересное даже не в этом. А в том, как воронежцы ответили на вопрос «В чьих руках будет реальная власть в стране?» Если, как было сказано выше, большинство горожан считают, что реальным руководителем ДОЛЖЕН БЫТЬ президент Дмитрий Медведев, то, отвечая на этот вопрос, те же респонденты, и даже больше (47,5%), заявили, что реальная власть БУДЕТ в равной степени в руках Медведева и Путина. Более того, 23,1% полагают, что на самом деле руководить страной будет Путин, и лишь 15,4% верят в способность Медведева взять власть в свои руки.
Ещё слабее позиции нового президента выглядят в ответах воронежцев на вопрос «Будет Дмитрий Медведев действовать самостоятельно или под контролем Владимира Путина и его окружения?» Подавляющее большинство респондентов — 70,1% — ответило, что Медведев будет подконтролен Путину и его окружению. Лишь 15,3% верят в способность президента действовать самостоятельно и почти столько же (14,6%) затруднились с ответом. Такое распределение мнений свидетельствует о девальвации президентского поста в общественном восприятии. Если раньше руководитель государства всегда стоял «на пьедестале», был выше прочих органов власти и потому население обычно признавало его волю, даже если она вступала в противоречие с его окружением, — то теперь мы видим, что в сознании граждан происходит некое смещение «центра тяжести». Президент воспринимается как церемониальная фигура, а владение всеми рычагами власти приписывается премьер-министру.
Владимир КОРОЛЕВ