ИЗМЕРЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ
Институт общественного мнения «Квалитас» представляет на суд читателей Бюллетеня очередную публикацию по итогам реализации ежегодного проекта по измерению Индекса потребительских настроений (ИПН).
Напомним, что измерение потребительской активности населения - один из важнейших инструментов для надежного прогнозирования экономического развития как страны в целом, так и отдельного региона. Мониторинг потребительской активности населения позволит более уверенно и обоснованно планировать динамику внутреннего спроса.
Проект регулярных замеров «Индекса потребительских настроений» возник в США с целью определения готовности к различным формам потребительской активности населения страны после Второй мировой войны. Наиболее адекватную форму измерения этой активности предложил в 1946 году Университет Мичигана. В настоящее время это ведущий индекс США для прогнозирования потребительской активности населения. Потребителями этой информации являются как бизнес-структуры, так и государственные институты. Данные по измерениям потребительской активности формируются на основе ежемесячных выборочных опросов населения, репрезентирующих население страны.
Чуть позже – с 60-х гг. прошлого столетия – измерения потребительской активности начались и в европейских странах в рамках проекта «Евробарометр».
С 1994 года Левада-Центр (г.Москва) раз в два месяца ведет аналогичные замеры в России. Российский вариант измерения Индекса потребительских настроений полностью повторяет методику Мичиганского университета. Кроме этого, российские социологи разработали ряд своих индексов, которые позволяют отслеживать динамику изменения социальных настроений.
Напоминаем методику проекта. ИПН отдельного региона строится на основе данных опросов общественного мнения. Социологические опросы для измерения ИПН проходят по специально спроектированной выборке, репрезентирующей взрослое (старше 18 лет) население региона.
Значения индексов (коэффициенты) могут изменяться в пределах от 0 до 200. Индекс равен 200, если все население дает положительные оценки экономической ситуации. Если доля положительных и отрицательных оценок одинакова, то индекс равен 100. Значение индекса ниже 100 означает преобладание негативных оценок в обществе.
Индекс потребительского настроения (ИПН) рассчитывается на основе распределения ответов респондентов на вопросы, касающиеся текущего материального положения семей и ожиданий его изменения, перспектив развития экономики страны и ситуации на потребительском рынке.
Частные индексы – Индекс текущего состояния (ИТС) и Индекс потребительских ожиданий (ИПО) – отражают, соответственно, оценку населением имеющейся на сегодняшний день экономической ситуации и оценку ближайшей (один год) и более отдаленной (пять лет) перспективы.
Региональный индекс социального комфорта (РИСК) – самопозиционирование населением региона степени комфортности своего проживания среди других российских регионов и страны в целом.
Согласно данной методике, ИОМ «Квалитас» провел первые замеры Индексов в Воронеже в июле 2005 года. Последний замер был произведен в июле 2022 г. У нас есть возможность проследить, произошли ли какие-то изменения потребительских настроений горожан за последние годы, и как повлияли события последнего времени на текущее материальное положение воронежцев, а также на их видение будущего развития экономики и личного благополучия.
Индекс текущего состояния (ИТС) на июль 2022 года - 65
После обвального снижения Индекса текущего состояния в 2020 году, можно было ожидать хотя бы постепенного восстановления утраченных позиций.
Увы, за истекшие два года ожидаемой корректировки Индекса так и не произошло. И это оказалось вполне объяснимо. Сначала пандемия коронавируса со всеми ее экономическими последствиями, затем драконовские экономические санкции делают своё чёрное дело. Результат закономерен и ощутим для рядовых сограждан – ухудшение материального положения с не вполне ясными перспективами.
Индекс потребительских ожиданий (ИПО) на июль 2022 года - 86
Напомним, что данный Индекс позволяет оценить ожидания населения относительно развития экономической ситуации в среднесрочной перспективе (величины и вектора).
Индекс потребительских ожиданий традиционно является более «сильным» индексом по отношению к ИТС. То есть воронежцы, как и россияне в целом, более оптимистично смотрят в будущее, чем на своё сегодняшнее материальное и финансовое состояние.
Как показало исследование, нисходящий тренд пессимистичных настроений в 2022 году развернулся в обратную сторону.
Увеличение Индекса в основном произошло из-за оптимизма воронежцев в долгосрочной перспективе. Так составляющая индекса, отвечающая за материальное состояние воронежцев через пять лет, в 2022 году равняется 106 баллам, в то время как годом ранее этот показатель не превышал 74 пункта.
От анализа частных индексов (ИТС и ИПО) перейдем к рассмотрению главного Индекса. Напомним, что Индекс потребительских настроений является важнейшим индикатором в оценке населением степени своей социально-экономической комфортности.
Индекс потребительских настроений (ИПН) на июль 2022 года - 75
Как следует из методологии исследования, падение или рост локальных Индексов автоматически ведет к соответствующему изменению и основного Индекса. В текущем году ИПН повысился на 7 пунктов, что произошло главным образом за счет роста Индекса потребительских ожиданий.
Иными словами, несмотря на существующую сложную экономическую ситуацию, на не радужные прогнозы экономистов на ближайшую перспективу (а часто и на отдаленную), Индекс потребительских настроений немного подрос. Чудо? Узнаем в скором времени. Недаром в названии Индекса ключевым является слово «настроение». А оно, как известно, весьма переменчиво.
(Опрос проведён ИОМ "Квалитас" 18 – 25 июля 2022 года методом телефонного интервью. Выборка репрезентативна для населения г. Воронежа старше 18 лет по полу и возрасту. Опрошено 600 человек).